Судебная практика по спорам о закупках госкомпаний должна соотноситься с нормами Гражданского кодекса - ВС РФ

16 мая 2018 18:54

Москва. 16 мая. ИНТЕРФАКС - Судебная практика российских судов по спорам по закупкам госкомпаний должна соотноситься с положениями Гражданского кодекса (ГК) РФ, следует из обзора судебной практики в отношении споров по закупкам госкомпаний, подготовленного Верховным судом РФ.

"Поскольку при закупке товаров, работ, услуг заказчики (подпадающие под действие закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ) руководствуются ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, судами должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ, - говорится в обзоре ВС РФ. - В рамках применения указанных норм судам также необходимо учитывать содержащиеся в законе принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров".

Всего в обзоре рассмотрена судебная практика и даны определения по пяти основным направлениям. В их числе информационное обеспечение закупки и установление измеряемых требований к участникам закупки, реализация принципов осуществления закупочной деятельности, заключение и изменение договора, обеспечение контроля при осуществлении закупок, иные вопросы.

Так, например, из определения ВС РФ следует, что заказчики (в рамках 223-ФЗ) могут использовать оценочные критерии выбора поставщика (это часто служит основанием для вмешательства ФАС и последующих судебных разбирательств - ИФ), если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Другое определение ВС РФ устанавливает, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции. Также, по оценке ВС РФ, не может считаться ограничением круга потенциальных участников закупки требование заказчика о выполнении контракта подрядчиком лично, без привлечения субподрядчиков.

В этом обзоре ВС РФ не затрагивает нововведения, появившиеся в 223-ФЗ после принятия масштабных поправок в конце прошлого года. Верховный суд ограничивается вопросами соотнесения норм 223-ФЗ с положениями Гражданского кодекса РФ, закона "О защите конкуренции" и других нормативных правовых актов.

Как сообщалось, в июне прошлого года ВС РФ выпустил обзор судебной практики в области госзакупок, который сформирован на основании ответов и решений ВС по вопросам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также на основании обобщенной ими судебной практики в этой области.

Всего в обзор включено более 40 правовых позиций по шести основным направлениям. В их числе "Заключение государственного (муниципального) контракта", "Исполнение, изменение, расторжение государственного контракта", "Поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг в отсутствие государственного контракта" и др.

Тогда же представители ВС РФ заявляли, что в феврале 2018 года суд может подготовить обзор судебной практики по правоприменению закона о закупках госкомпаний. При этом отмечалось, что ВС РФ занялся проработкой темы госзакупок и закупок госкомпаний в начале 2016 года. Это было обусловлено высокой мобильностью законодательства в области закупок, из-за чего суды не успевают ориентироваться в действующих нормах.

Источник, знакомый с ситуацией, в начале текущего года сообщал "Интерфаксу", что выпуск этого обзора может быть перенесен на июнь-июль текущего года. При этом отмечал, что ВС ранее рассматривал несколько различных вариантов подготовки обзора.

По одному из них в обзор предлагалось включить только общие разъяснений по 223-ФЗ с акцентом на то, что участники закупок не должны забывать про ГК РФ, нормы которого необходимо использовать, когда не хватает положений специализированного закона. По другому варианту ВС мог подготовить разъяснения только в отношении масштабных нововведений, появившихся в 223-ФЗ в конце прошлого года. Также не исключался вариант, когда ВС решит подготовить общий обзор, включающий в себя разъяснения как новых положений 223-ФЗ, так и "старых".

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

Теги