Эффективность электронных закупок в b2b-сегменте снизилась в 2017 г. до 5% - эксперты

21 февраля 2018 11:39

Москва. 21 февраля. ИНТЕРФАКС - Эффективность электронных закупок в межкорпоративном сегменте закупок (b2b) снизилась в 2017 году до 5% с 5-10% годом ранее, следует из результатов исследования рейтингового агентства RAEX ("Эксперт РА"), представленного в рамках конференции "Электронные торговые площадки в России: кто есть кто".

По данным "Эксперт РА", в 2014-2016 годах значительная часть заказчиков (35-45%) оценивало экономическую эффективность электронных закупок в сравнении с "бумажными" закупочными процедурами в 5-10%. В 2017 году этот показатель снизился до 5%.

"Снижение средних оценок респондентов вряд ли отражает реальное падение эффективности электронных закупок, проводимых крупнейшими корпоративными заказчиками, - отмечается в исследовании. - Устные интервью с руководителями закупок ряда крупных российских компаний позволяют утверждать, что основной причиной является привыкание заказчиков: они достигли потолка эффективности электронных закупок и не видят положительной динамики, связанной с дальнейшим снижением затрат".

Кроме того, исследователи отмечают, что к настоящему времени у многих компаний отсутствует база для сравнения эффективности электронных и неэлектронных закупок, поскольку они давно перестали проводить неэлектронные закупочные процедуры - либо применяют их исключительно для закупок строго определенных групп номенклатуры товаров, работ, услуг.

По данным Единой информационной системы (ЕИС) в области закупок, в 2017 экономическая эффективность при госзакупках (экономия при заключении контрактов) составила порядка 10%. По оценкам электронной торговой площадки "РТС-Тендер", экономия при закупках госкомпаний (в соответствии с законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ) составила в прошлом году около 8%.

Исследование "Эксперт РА" подготовлено по результатам опроса и анкетирования 231 компании, вошедших в 2017 году в рэнкинг крупнейших по размеру выручки компаний России RAEX-600, информации о результатах закупок компаний на крупнейших ЭТП, данных анкетирования операторов ЭТП, а также углубленных интервью с руководителями операторов ЭТП.

В рамках подготовки обзора была опрошена 231 компания, из которых анкеты заполнили 72. Еще 159 компаний либо отказались от предоставления подробных анкетных данных, либо заявили о том, что не пользуются закупками в электронной форме.

Теги