Ведущие госкомпании планируют направить в Минфин предложения к закону о закупках

2 февраля 2018 17:19

Москва. 2 февраля. ИНТЕРФАКС - Крупнейшие госкомпании планируют направить в Минфин РФ замечания к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) и предложения по устранению выявленных узких мест, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

По словам источника, общее число важнейших замечаний и предложений к обновленному закону (в конце прошлого года были приняты масштабные поправки к 223-ФЗ) составляет два-три десятка.

К числу значимых замечаний госкомпании отнесли, например, норму обновленного закона, по которой "дочки" госкомпании или госкорпорации должны каждый раз при изменении положения о закупках материнской компании принимать решение о присоединении к таким изменениям. Ранее такие компании присоединялись к положению о закупках материнской организации "навечно" - то есть к действующей редакции положения и всем его будущим изменениям.

Проблемность новой нормы госкомпании объясняют тем, что, с одной стороны, госкомпании регулярно вносят изменения в положения о закупках - в связи с изменением законодательства, в ходе совершенствования закупочной деятельности, по рекомендациям/требованиям ФАС. С другой стороны, в "дочках" таких госкомпаний решения о присоединении к положению о закупках принимают, как правило, советы директоров, наблюдательные советы компаний, оперативно собрать которые непросто (согласно закону, на принятие такого решения отводится 15 дней - ИФ). Особенно в случаях, когда речь идет о сотнях "дочек".

Поэтому госкомпании предлагают упростить эту норму.

Также госкомпании указывают на малое число оснований для проведения закрытых способов закупок. С 1 июля текущего года госкомпании смогут проводить закрытые конкурентные закупки в случае, если сведения о такой закупке составляют гостайну или есть соответствующее решение правительства РФ о проведении закрытой конкурентной закупки (до 1 июля 2018 года способ для проведения закрытой закупки определяется госкомпаниями согласно собственным положениям о закупках).

Госкомпании считают, что перечень оснований для проведения закрытых способов закупок необходимо дополнить рядом новых пунктов. В их числе проведение закупок, сведения о которых составляют коммерческую тайну, проведение закупок во исполнение договоров о реализации проектов в интересах зарубежных заказчиков. Последние зачастую прописывают в контрактах требования о конфиденциальности информации о выполнении соответствующих работ. Нарушение таких условий, в том числе публикация такой информации в Единой информационной системе (ЕИС) в области закупок, влечет за собой различные штрафные санкции.

Ряд замечаний вызвали нововведения, относящие конкурентные закупки к торгам, а также регламентирующие способы проведения таких закупок. Так, по оценке госкомпаний, отнесение всех конкурентных к торгам ведет к ограничению возможности компаний оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, поскольку торги, согласно ГК РФ, накладывают на заказчиков соответствующий объем гражданско-правовых обязательств. В частности, в случае торгов у заказчиков отсутствует возможность отказаться от закупки, от заключения договора. Также для таких случаев действуют ограничения для внесения изменения в договор.

Необходимость более гибкой работы с договорами госкомпании объясняют тем, что на практике часто встречаются ситуации, требующие изменения условий договора, отмены той или иной закупки после начала ее проведения. В числе таких типовых ситуаций названы отказ внешнего заказчика, в рамках договора с которым закупается продукция, недоведение государством лимитов бюджетных инвестиций, за счет которых осуществляется закупка и т.д.

Что касается способов проведения конкурентных закупок, то здесь госкомпании указывают на необходимость сохранения права на проведение части таких закупок в бумажной форме. В частности, запросов котировок и предложений (по закону такие способы закупок теперь должны будут проводиться только в электронной форме).

По словам источника, возможность проведения таких закупок в бумажной форме требуется компаниям, например, при осуществлении закупок на территории других государств, где отсутствуют местные электронные торговые площадки (ЭТП), а применение российских ЭТП невозможно, поскольку у зарубежных участников (нерезидентов РФ) отсутствует возможность получения электронной подписи для принятия участия в закупках на ЭТП. Кроме того, по данным госкомпаний, в регионах многие субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) не используют ЭТП и не заинтересованы в этом. Соответственно при переводе запросов предложений и котировок в электронный вид эти МСП, как минимум, временно потеряют доступ к заказчикам в лице госкомпаний.

Помимо этого у госкомпаний вызывает вопросы новая норма 223-ФЗ, которая предполагает перевод под действие этого закона коммерческих закупок, которые ранее не регулировались законодательством о закупках и проводились госкомпаниями в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

"Зачастую, закупка товаров, работ, услуг во исполнение заключенных доходных договоров без проведения длительных конкурентных закупочных процедур продиктована необходимостью срочного и качественного исполнения такого, в связи с чем установление данного требования возможно рассматривать как вмешательство в хозяйственную деятельность юридического лица, что в свою очередь непосредственно влияет на прибыль компаний и их конкурентоспособность на рынке", - процитировал источник замечание одной из госкомпаний.

Также госкомпании считают, что отрицательно на их коммерческой деятельности могут сказаться новые требования 223-ФЗ, устанавливающие узкий исчерпывающий перечень случаев возможности закупки заказчиками конкретной продукции (с указанием товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей и пр. - ИФ). "Это может повлечь серьезные негативные последствия и значительные, в том числе и финансовые, потери, - процитировал источник замечание одной из госкомпаний. - При исполнении заказчиками доходных договоров, выполнении инвестиционных программ, при строительстве и вводе в эксплуатацию сложных инженерных сооружений и т.д.".

Соответственно, госкомпании предлагают установить дополнительный перечень исключений, когда при закупках возможно указание конкретной продукции.

Предполагается, что эти и другие замечания и предложения госкомпании начнут направлять в Минфин РФ в течение ближайших двух недель.

Теги