ВС РФ подтвердил законность принудительного дисконта в "импортных" госзакупках
01 ноября 2017 12:56
Москва. 1 ноября. ИНТЕРФАКС - Апелляционная коллегия Верховного суда (ВС) РФ подтвердила правомерность автоматического снижения цены госконтракта на смешанные партии, где преобладают иностранные товары. 26 октября жалоба ООО "Аконит", которое пыталось опротестовать этот порядок, была отклонена, решение первой инстанции по этому делу оставлено в силе, следует из картотеки ВС.
Административный истец оспаривал пункт 7 приказа Минэкономразвития N155 от 25 марта 2014 года. Он устанавливает, что при закупке товаров для государственных и муниципальных нужд на аукционе контракт с его победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной, если выигравшая заявка содержит предложение о поставке иностранных товаров. Исключение составляет продукция из государств-членов Евразийского экономического союза. Этот порядок распространяется на довольно широкий перечень товаров - от капусты до медицинских инструментов.
Обратиться в ВС "Аконит" решил после того, как потерпел поражение в арбитражных судах в споре с санкт-петербургским ГБУЗ "Детская городская больница N1". Это медучреждение применило 15%-ный дисконт и установило в контракте на поставку товаров медицинского назначения, который заключался с "Аконитом", цену 2,574 млн рублей, хотя на торгах была зафиксирована цена 3,029 млн рублей.
"Аконит" считал, что снижать стоимость контакта не надо, так как поставлялась не только иностранная продукция, но и товары из стран ЕАЭС - РФ и Белоруссии. Больница ответила на это, что дисконта не было бы только в том случае, если бы совокупная цена товаров из стран ЕАЭС в партии превышала 50%, а она составляла лишь 15,5%.
Арбитражные суды решили, что медики правы. Доводы "Аконита", что дисконт применяется лишь в том случае, когда победитель аукциона предложил иностранные товары, а другие участники аукциона - из стран ЕАЭС, были признаны необоснованными.
В Верховном суде у "Аконита" был следующий довод: спорный пункт приказа Минэкономразвития делает экономически нецелесообразной поставку товаров из государств-членов ЕАЭС, если их доля в заявке меньше 50%. В результате, по мнению истца, отдается предпочтение иностранным товарам, чем нарушается национальный режим осуществления закупок.
Первая инстанция ВС с этим не согласилась. "Данное правовое регулирование не препятствует любому участнику аукциона реализовать права на получение преференций в отношении цены контракта, предложив товары, преимущественно происходящие из государств-членов ЕАЭС", - говорится в решении суда. Более того, оно стимулирует их делать это, отметил ВС. Теперь, после рассмотрения дела в апелляционной инстанции, это решение вступило в силу.