Госкомпании РФ в I половине 2017 г. заключили контракты на 7,3 трлн рублей

18 июля 2017 16:29

Москва. 18 июля. ИНТЕРФАКС - Госкомпании РФ в I половине текущего года заключили контракты на общую сумму 7,3 трлн рублей, говорится в докладе о результатах мониторинга применения закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) в I полугодии 2017 года, подготовленном Минфином.

В докладе Минфина сообщается, что в отчетный период госкомпаниями было размещено 619,7 тыс. извещений о закупке на общую сумму 9,3 трлн рублей, что на 1% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. В то же время объем заключенных договоров, согласно ежемесячной отчетности госкомпаний, в I полугодии 2017 года составил около 9 трлн руб. против 11,2 трлн рублей годом ранее.

"Следует отметить, что при заполнении ежемесячных отчетов заказчиками допускаются ошибки, - говорится в докладе Минфина. - В этой связи общая сумма фактически заключенных заказчиками договоров в I полугодии 2017 года может быть существенно скорректирована в сторону уменьшения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что информация, содержащаяся в ежемесячной отчетности о договорах, не является в полной мере достоверной".

При этом Минфин указывает, что разница между общими объемами контрактов, внесенных в реестр договоров и отражаемых заказчиками в ежемесячной отчетности, составляет 19% (7,3 трлн рублей и 9 трлн рублей).

Ведомство отмечает, что 94% закупок госкомпаний осуществляются на неконкурентной основе. Так, 31,6% закупок осуществлялось у единственного поставщика, а 62,7% - "иными способами", "которые зачастую сводятся к закупкам у единственного поставщика". Минфин подчеркивает также, что число закупок у единственного поставщика в I половине 2017 года сократилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 26,3%, но пропорционально выросло число иных способов закупки. То есть, доля конкурентных закупок за год фактически не изменилась и осталась на уровне 5,8%.

"Рамочная регламентированность положений 223-ФЗ, не устанавливающая требования к способам осуществления закупок, привела к тому, что заказчиками применяется более 4 тыс. 788 способов определения поставщика, - говорится в докладе. - Данная тенденция негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками".

В топ-3 закупаемых госкомпаниями товаров, работ, услуг за год произошли некоторые изменения. Если в I половине 2016 года наиболее востребованными у госкомпаний были финансовые услуги, то в этом году спрос на них упал почти в два раза - до 1 трлн рублей с 1,87 трлн рублей годом ранее. Спрос на строительные работы остался почти на том же уровне - заказчики разметили извещения на закупку строительных работ почти на 1,5 трлн рублей (1,4 трлн рублей годом ранее). Спрос на сырую нефть и природный газ снизился до 406 млрд рублей с 682 млрд рублей и соответственно из топ-3 этот вид товаров выбыл. Его место заняли услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги - 630 млрд рублей (525 млрд рублей).

По данным Минфина, в I половине текущего года доля закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) составила 11,2% от общего объема заключенных контрактов (по данным из реестра договоров - ИФ). При этом средняя стоимость контракта с субъектом МСП составила около 8,3 млн рублей, а среднее количество поданных заявок на участие в закупке составило 1,73, что на 5% больше аналогичного показателя 2016 года.

По оценке Минфина, наиболее конкурентные закупки осуществляются в ценовом диапазоне от 10 млн до 50 млн рублей.

"Вместе с тем выявлены факты заключения с МСП договоров, стоимость которых многократно превышает предельные размеры выручки, позволяющие относить хозяйствующие субъекты к МСП", - отмечается в докладе Минфина.

По данным Минфина, в I половине текущего года госкомпании провели на электронных торговых площадках (ЭТП) закупки на общую сумму 3 трлн рублей (около 32% от общего объема закупок). При этом общий объем закупок в электронной форме вырос по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 15% (на 435,9 млрд рублей).

Около 99% закупок госкомпаний в электронной форме осуществляются на 47 ЭТП. При этом на 80 площадках было проведено около 10 тыс. закупок, на 12 площадках - одна закупка, на 42 площадках - ни одной закупки в электронной форме.

"Сложившаяся ситуация в сфере функционирования электронных площадок не позволяет обеспечить оптимальный контроль за соблюдением требований 223-ФЗ уполномоченным контрольным органом, - отмечается в докладе. - Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат. Указанные факторы также создают предпосылки для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков. Данную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований".

Как сообщалось, отмеченные в докладе проблемы (о них говорилось и годом ранее - ИФ) предполагалось решить за счет принятия поправок к 223-ФЗ, которые были подготовлены в прошлом году, а в начале текущего внесены на рассмотрение Госдумы. Однако из-за противодействия госкомпаний рассмотрение этих поправок во II чтении затягивается, несмотря на наличие поручения президента РФ Владимира Путина, который поручил правительству обеспечить принятие этих поправок до конца весенней сессии Госдумы. Более того, по данным газеты "Ведомости", авторы поправок (Минфин, Минэкономразвития, ФАС) отказались от большей части предложений. В том числе от тех их них, которые предусматривали ограничение числа видов конкурсных процедур и их полную электронизацию, ограничение числа ЭТП и т.п.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

Теги