Счетпалата выявила нарушения при закупках Минпромторгом "скорых", министерство обещает учесть замечания

21 февраля 2017 17:19

Москва. 21 февраля. ИНТЕРФАКС - Коллегия Счетной палаты (СП) РФ рассмотрела результаты аудита эффективности расходования Минпромторгом средств федерального бюджета на закупку автомобилей скорой медицинской помощи, а также услуг по их доставке ФМБА России и в регионы в 2016 году.

Как говорится в сообщении контрольного ведомства, по результатам проверки был выявлен ряд нарушений - так, по данным Счетной палаты, автомобили скорой помощи распределялись без учета потребностей регионов, а также не соблюдался ряд положений закона "О контрактной системе".

В СП отмечают, что по данным органов государственной власти 85 регионов, количество автомобилей скорой помощи, состоящих на балансе подведомственных медицинских организаций, на 1 января 2016 г. составляло 22,329 тыс. единиц. В том числе - 7,267 тыс. автомобилей класса "А", 13,387 тыс. автомобилей класса "В" и 1,675 тыс. - класса "С". Из них автомобилей со сроком эксплуатации свыше 5 лет и, соответственно, требующих замены - 10,629 тыс. единиц (47,6%).

Всего в 2016 г. на обновление парка "скорых" из федерального бюджета было выделено 5 млрд руб. "Это позволило закупить и поставить 2,267 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи для регионов, а также 40 автомобилей - ФМБА России. Таким образом, заявленная потребность в автомобилях скорой медицинской помощи класса "В" была удовлетворена на 27,2%, а класса "С" - на 13,6%. Потребность в обновлении автомобилей со сроком эксплуатации более 5 лет удовлетворена: по классу "В" - на 38%, по классу "С" - на 18,8%", - отмечает Счетная палата.

В ведомстве указывают, что для этого была принята форма закупки у единственного поставщика. "Однако требования федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не соблюдались. Так, в нарушение 44-ФЗ Минпромторгом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка автомобилей скорой помощи, медицинского оборудования и изделий медицинского назначения) при обосновании цены контрактов, заключаемых с единственными исполнителями на закупку автомобилей скорой медицинской помощи, не применялся. Обоснование невозможности его применения отсутствует", - отмечают в ведомстве.

По данным СП, в качестве обоснования цены контрактов Минпромторгом в правительство были направлены подготовленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на 2016 г. на закупку "скорых". "При этом министерством, как государственным заказчиком, расчет цены контрактов не осуществлялся, что также не соответствует требованиям 44-ФЗ и методическим рекомендациям, утвержденным Минэкономразвития. Кроме того, в обосновании выбора единственных исполнителей, направленном Минпромторгом в правительство, не содержалась информация о наличии у крупнейших автопроизводителей спецмощностей по выпуску "скорых", а также о том, что конечными производителями являются другие организации, которые осуществляют их доработку. "Представленные единственными исполнителями плановые калькуляции затрат на АСМП использовались Минпромторгом в качестве обоснования цены контрактов на 3 млрд руб. При этом меры по оптимизации цен, включая возможные скидки и преференции со стороны производителей в связи с увеличивающимся на 2 млрд руб. объемом закупок, не предпринимались", - отмечает СП.

Претензии у Счетной палаты возникли также и к Минздраву. По данным контролеров, Минздрав предложил Минпромторгу перечень медицинского оборудования для оснащения автомобилей скорой медицинской помощи класса "В", не соответствующий стандарту оснащения станций скорой медицинской помощи.

"По расчету Счетной палаты, на приведение единицы автомобиля в соответствие со стандартом оснащения станции скорой медицинской помощи необходимым оборудованием и медицинскими изделиями субъектам могут потребоваться денежные средства в размере 418,9 млн руб.", - говорится в сообщении.

СП отмечает, что в январе-мае 2016 г. Минздравом была проведена работа по актуализации потребности регионов в замене изношенного автопарка новыми автомобилями. "Однако министерством не была обеспечена прозрачность механизма распределения автомобилей, которое в итоге было осуществлено без учета заявленных потребностей и в ряде случаев без учета степени износа автопарка", - отмечает ведомство.

Так, наибольшее количество автомобилей получили Московская область (75 автомобилей или 80,6% от заявленной потребности), Краснодарский край (73 или 34,1%), Саратовская область (71 или 41,5%), Санкт-Петербург (63 или 30,9%) и Башкортостан (55 или 12,7%). В таких регионах как Калмыкия, Забайкальский край, Курганская область, Удмуртия, Северная Осетия - Алания, Амурская и Брянская области заявленная потребность была удовлетворена в пределах от 6,8% до 10,9%. При этом, например, в Брянской области степень износа "скорых" составляет 82,9%. Приморскому краю, Тульской области, Севастополю, Крыму и республике Марий Эл автомобили скорой помощи переданы в количестве, превышающем заявленную потребность, подсчитали в СП.

Кроме того, при анализе уполномоченных получателей "скорых" класса "С" выявлено, что 17 уполномоченных получателей не являются медицинскими организациями (24,3%), "в связи с чем, требуется дальнейшее подтверждение эксплуатации автомобилей в соответствии с порядком оказания скорой медицинской помощи".

Коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо президенту РФ Владимиру Путину, представление в Минпромторг, информационные письма в Минздрав и ФНС, а также отчет в палаты Федерального Собрания.

"Учитывая, что мероприятие по закупке АСМП будет продолжено в 2017 г. в рамках перечня мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, необходимо учесть установленные в ходе проверки нарушения и избежать ошибок в будущем", - заключают в Счетной палате.

При этом, как пояснили "Интерфаксу" в Минпромторге, "замечания Счетной палаты будут учтены при реализации данной программы в 2017 г.".

"Минпромторг РФ выбрал затратный метод для определения цены закупки в полном соответствии с 44-ФЗ. Метод сравнительных цен был неприменим, поскольку отсутствовали аналогичные закупки автомобилей скорой медицинской помощи - с формированием единой цены с учетом доставки, сервисного обслуживания и гарантии для получателей в 85 субъектах РФ. Что касается вопросов оснащения автомобилей медицинским оборудованием, а также распределения по регионам - в 2017 году мы тщательно отработаем эти моменты с Минздравом, который за них отвечает", - сказали в министерстве.

Ранее Минпромторгу РФ были направлены бюджетные ассигнования в размере 3 млрд руб. на закупку в 2016 году автомобилей скорой медицинской помощи для поставок в регионы, а также для нужд Федерального медико-биологического агентства. Позднее сумма была увеличена до 5 млрд руб.

Теги