Накладные расходы при проведении госзаказчиками и госкомпаниями малых закупок могут достигать 80-90% - эксперты

20 июня 2017 08:05

Москва. 20 июня. ИНТЕРФАКС - Накладные расходы при проведении госзаказчиками и госкомпаниями так называемых малых закупок могут достигать 80-90% от их стоимости, говорится в исследовании "Малые закупки. Три рубля - не деньги?!", проведенном компаниями "Фогсофт" и "Тендеры.ру" при поддержке Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки".

"Большинство респондентов отмечают, что никто в их организациях не считает накладные расходы на осуществление малой закупки, - сказала проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования" Татьяна Трефилова, слова которой приводятся в исследовании. - В тоже время, среди тех, кто такие расходы все же считает, процент накладных расходов может достигать и 80-90%".

В настоящее время к малым закупкам относятся в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) закупки на сумму до 100 тыс. рублей или 400 тыс. рублей (годовой объем таких закупок не должен превышать 2 млн руб. или 5% закупочного бюджета). По закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ) к малым закупкам относятся закупки до 100 тыс. рублей и 500 тыс. рублей (в зависимости от годовой выручки - ИФ).

По данным Росстата, в 2014 году на малые закупки приходилось около 3% (260 млрд рублей) от общего закупочного бюджета заказчиков, работающих по 44-ФЗ. После 2014 года эта статистика не собиралась, поскольку соответствующие данные предполагалось аккумулировать в Единой информационной системе (ЕИС) в области закупок. В настоящее время выделение данных по малым закупкам в ЕИС не предусмотрено, тем более, что госкомпании имеют право не размещать в ЕИС информацию о малых закупках.

Весной текущего года игроки рынка закупок (электронные торговые площадки, ЭТП) оценивали долю малых закупок в закупочном бюджете госзаказчиков и госкомпаний в 5-7%, а также отмечали постепенный рост этого показателя.

"В абсолютных значениях суммарный объем закупок на малые суммы у разных организаций оказывается очень разный, и, конечно же, зависит и от масштаба организации, и от ее профиля деятельности", - отметил руководитель "Интерфакс ProЗакупки" Георгий Сухадольский.

По данным исследователей, доля малых закупок в закупочном бюджете может разниться от 1-2% до 70-80%, в зависимости от вида деятельности. При этом может достигать значительных величин - 100-200 млн рублей, а в некоторых случаях около 1 млрд рублей.

"У заказчиков присутствуют все классические источники накладных расходов, на борьбу с которыми направлена теория управления стратегическими закупками, - подчеркнул директор департамента специальных проектов компании "Фогсофт" Сергей Юров. - Соответственно, могут применяться все классические методы от централизации закупок и заключения рамочных договоров, до их децентрализации и делегирования бюджетов на места".

Также одним из наиболее действенных инструментов снижения издержек при проведении малых закупок эксперты считают автоматизацию соответствующих процессов. При этом отмечается, что специализированные инструменты для автоматизации собственно направления малых закупок уже предлагают несколько российских разработчиков ЭТП и интерес к подобным решениям есть. "Правда, тема не столь популяризирована", - подчеркивают эксперты. В то же время те заказчики, у которых значительная часть закупочных бюджетов приходится на малые закупки, не имеют свободных средств для разработки собственного корпоративного или ведомственного решения.

В свою очередь ЭТП в конце прошлого - начале текущего года активно занялись развитием направления "электронный магазин". Соответствующие сервисы предназначены, в том числе, для упрощения процедур малых закупок. То есть, не заказчик отбирает поставщиков необходимых товаров, а сами поставщики размещают в системе свои предложения (в том числе ценовые), а заказчики выбирают из этих предложений. То есть, сокращается одна из наиболее ресурсоемких статей расходов при проведении малых закупок.

Теги