Крупные госкомпании используют косвенные антидемпинговые меры - эксперт

13 апреля 2017 19:14

Москва. 13 апреля. ИНТЕРФАКС - Крупные госкомпании предпочитают использовать косвенные антидемпинговые меры при проведении закупок, заявила директор Центра правовой экспертизы и аналитики НИУ ВШЭ Вероника Джужома в ходе форума директоров по закупкам в Москве.

"В положениях о закупках в большинстве случаев заказчики (госкомпании, проводящие закупки в соответствии с законом "О закупках отдельных видов юридических лиц" - 223-ФЗ) устанавливают косвенные антидемпинговые меры", - сказала М.Джужома.

При этом она отметила, что в ходе исследования 300 закупок в области строительства объемом от 400 млн рублей каждая, проведенных в 2015-2016 годах, 10 крупными госкомпаниями прямые антидемпинговые меры (обоснование цены, дополнительное обеспечение исполнения контракта и т.п.) в том или ином виде используют 6: "Интер РАО", "Аэрофлот", "Россети", "Ростех", "Росатом" и "Российские железные дороги" (РЖД). Соответственно, в положениях о закупках ФСК ЕЭС, "Газпрома", "Роснефти" и "Ростелекома" ВШЭ таких мер не выявила.

Впрочем, М.Джужома отметила, что понятие демпинга у компаний значительно расходятся. Так, например, "Аэрофлот" относит к демпингу снижение цены на 20% от средней цены всех заявок, а "Росатом" относит к демпингу снижение цены предложения на 50% от начальной максимальной цены (НМЦ) контракта.

По словам М.Джужомы, прямые антидемпинговые меры были выявлены только в 30% исследованных закупках. Еще в 37% закупках применялись именно косвенные меры. В том числе, обоснование цены по дополнительному запросу, обоснование исполнения договора, обеспечение исполнения договора в двойном размере, требования к квалификации поставщика, проверка финансовой и организационной возможности исполнения договора.

Исследование ВШЭ показало также, что антидемпинговые меры или их отсутствие фактически не сказывается на конкурентности закупок. Так, по исследованным закупкам на одно извещение с антидемпинговыми мерами пришлось 2,51 заявки, а без таких мер - 2,35 заявки. При этом средняя стоимость закупки составила соответственно 1,1 млрд рублей и 825 млн рублей. В то же время надежность поставщиков, заключивших контракты по результатам закупок без антидемпинговых мер, оказалась почти в два раза ниже, чем у поставщиков, подписавших контракты по результатам закупок, в конкурсной документации которых были включены антидемпинговые меры. В первом случае было расторгнуто 39,5% контрактов, а во втором - 20%.

"Свобода действий госкомпаний при проведении закупок будет сокращаться по мере сближения норм 223-ФЗ с положениями 44-ФЗ, - отметила М.Джужома. - Особенно в том случае, если получит свое развитие инициатива Федерального казначейства, направленная на установление казначейского контроля над закупками госкомпаний". По ее словам, в настоящее время в Казначействе ведется подготовка соответствующего предложения.

Как сообщалось, ранее на необходимость сближения 223-ФЗ с положениями 44-ФЗ указывала Счетная палата РФ, которая считает закон о закупках госкомпаний малоэффективным. В частности, СП сообщала, что по итогам прошлого года относительная экономия по закупкам госкомпаний составила всего 1,55% против 1,75% в 2015 году. К основным причинам, приведшим к такой ситуации, Счетная палата относит низкий уровень проникновения конкурентных процедур (конкурс и аукцион) и собственно конкурентности (число заявок на одно извещение о закупке - ИФ).

Теги