Минфин РФ предлагает изучить ситуацию с неисполнением госкомпаниями норм о закупках у малого бизнеса

18 июня 2025 16:25

Санкт-Петербург. 18 июня. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ предлагает изучить ситуацию с неисполнением госкомпаниями норм закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ) в части закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Петербургского международного экономического форума.

"Около четверти заказчиков не выдерживают квоты (по закупкам у малого бизнеса - ИФ), - сказал он. - Нужен более глубокий анализ - почему. То ли это недостатки регулирования, то ли дисциплина или отсутствие предложения. Если последнее, то тут как раз можно малому бизнесу войти в эти ниши и очень оперативно занять их. То есть, нужен очень серьезный и качественный анализ".

Также по мнению Лаврова, новые ниши для малого бизнеса открывает механизм импортозамещения, который в текущем году начал действовать в 223-ФЗ.

"По 150 (номенклатурным - ИФ) позициям вообще запрещен импорт и более 500 позиций попали под правило "второй лишний" - огромное поле для малого бизнеса открывается, - считает он. - И как раз от того, как эти механизмы сработают, будет показывать, нужно ли нам идти дальше, расширять эти списки (меры поддержки - ИФ)".

Еще одним перспективным направлением для малого бизнеса Лавров назвал офсетные договоры.

"В 44-ФЗ (закон "О контрактной системе" - ИФ) прямо бум офсетов (контракты со встречными инвестиционными обязательствами - ИФ), но они не всегда, на наш взгляд, качественные, поскольку они должны работать прежде всего на импортозамещение и инновации, - сказал Лавров. - Они хорошо срабатывают, если конкретной продукции просто нет. И гарантированный спрос со стороны госкорпораций в рамках офсетов, которые, мы много раз это говорили, не запрещены, можно и нужно их делать. Как раз еще одна ниша, где можно получить гарантированный спрос в обмен на инвестиции".

В свою очередь заместитель гендиректора электронной торговой площадки (ЭТП) "ТЭК-Торг" (входит в группу "Петербургская Биржа") Евгений Можаев в кулуарах ПМЭФ отметил "Интерфаксу", что для развития малого бизнеса, прежде всего, производственного, необходима консолидация спроса со стороны заказчиков.

"Развитый отраслевой заказ создаст достаточный объем спроса для возврата инвестиций в организацию производства новой продукции, - считает Можаев. - Это даст возможность производителям расширять свои мощности, причем не всегда за счет привлеченных средств".

Также Можаев указал на необходимость структурирования и оцифровки данных в информационных системах, так или иначе, связанных с закупками. По его словам, в целом вся инфраструктура, все институты для этого в стране есть, но существуют они разрозненно.

"Необходимо, чтобы базой для единицы данных было реально произведенное в России изделие и полная детальная информация о нем в цифровой витрине или каталоге, откуда ее будут брать заказчики, - сказал Можаев. - Сейчас самое время госкомпаниям объединять свою потребность в перспективной продукции на базе цифрового каталога российской продукции".

Как сообщалось, в августе 2024 года был принят закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения (318-ФЗ). Он направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.

Сам документ наделил правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях и дает кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.

Также этим законом введено единое правило "второй лишний" (запрет на участие в закупках поставщиков иностранной продукции при наличии хотя бы одного предложения товаров российского производства - ИФ) вместо действующего ранее менее жесткого правила "третий лишний". Помимо этого, документ распространяет положение о предоставлении 15%-ной ценовой преференции на все российские товары. Ранее эта норма действовала лишь в отношении соответствующего перечня продукции.

С 1 января текущего года вступило в силу правительственное постановление №1875, которым теперь регламентируется применение нацрежима и изъятий из него при закупках госзаказчиками и госкомпаниями отдельных видов товаров иностранного производства.

В 2024 году все госкомпании, в том числе, находящиеся под антироссийскими санкциями и не публикующие информацию о своих закупках в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок, заключили 278 млн договоров на 35,3 трлн рублей (359,9 млн договоров на 27,6 трлн рублей в 2023 году). При этом объем закупок госкомпаний у субъектов МСП составил 9,6 трлн рублей.

По действующему законодательству госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году данные нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные, как это было ранее.

Теги