Правительство РФ уточнило нормы по нацрежиму при закупке госзаказчиками и госкомпаниями импортной продукции

26 декабря 2024 12:44

Москва. 26 декабря. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ актуализировало положения подзаконных актов, регламентирующих применение национального режима и изъятий из него при закупках госзаказчиками и госкомпаниями отдельных видов товаров иностранного производства. Соответствующее правительственное постановление (N1875) опубликовано на портале правовой информации.

Этим документом правительство отменило действие более 60 подзаконных актов или их отдельных положений, которые пока определяют (новое постановление вступит в силу с 1 января 2025 года - ИФ) порядок применения запретов и ограничений на закупку отдельных видов импортных товаров, а также предоставления преференций товарам российского или евразийского производства.

Базовые положения нового правпостановления устанавливают запрет на закупку госзаказчиками и госкомпаниями 151 вида импортных товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ или при оказании закупаемых услуг), вводят ограничения на закупку 465 видов продукции и устанавливают преимущество в отношении товаров российского происхождения.

При этом оговаривается, что эти нормы применяются в случае лизинга соответствующих видов продукции и не применяются в случаях, когда предполагается заключение контракта со встречными инвестиционными обязательствами (офсетный контракт).

Также госкомпании могут не применять эти нормы в случае закупки товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения гособоронзаказа, для функционирования критической информационной инфраструктуры, для реализации проекта технологического суверенитета, для использования в сфере атомной энергетики.

Кроме того, этим постановлением для госкомпаний установлена минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения. Эта норма действует в отношении 277 видов товаров. Здесь, в свою очередь, оговаривается, что это положение не действует в отношении госкомпаний, включенных в сводный реестр предприятий ОПК, и госкомпаний, являющихся субъектами естественных монополий или осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Как сообщалось, в августе 2024 года был принят закон об оптимизации положений закупочного законодательства, регламентирующих вопросы импортозамещения (318-ФЗ). Он был направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.

"Законопроект направлен на упрощение и повышение эффективности импортозамещения при госзакупках (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) и закупках госкомпаний (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ), - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Он предусматривает четыре основных новации, три из которых касаются 44-ФЗ, а одна - 223-ФЗ".

Сам документ наделил правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях и дает кабинету министров право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.

Также этим законом введено единое правило "второй лишний" (запрет на участие в закупках поставщиков иностранной продукции при наличии хотя бы одного предложения товаров российского производства - ИФ) вместо действующего ранее менее жесткого правила "третий лишний".

Помимо этого, документ распространяет положение о предоставлении 15%-й ценовой преференции на все российские товары. В настоящее время эта норма действует лишь в отношении соответствующего перечня продукции.

Также правительство РФ получило право устанавливать особенности определения начальной (максимальной) цены контракта в отношении российских товаров, работ, услуг, при закупках которых будут действовать запрет, ограничение (в отношении продукции иностранного производства - ИФ) или преимущество (для российской продукции - ИФ), предусмотренное закупочным законодательством. Эта норма распространяется также на контракты с едпоставщиком.

Помимо этого, принятый закон позволяет не применять нормы о нацрежиме при проведении закупок органами СВР и ФСБ России (если закупаемые товары, работы, услуги необходимы для обеспечения безопасности государства), а также ФСО России (для госохраны) и Росгвардией (для борьбы с терроризмом и экстремизмом, обеспечения безопасности высших должностных лиц субъектов РФ).

"Наша задача - настроить механизм импортозамещения при осуществлении закупок таким образом, чтобы он срабатывал, позволяя по максимуму закупать товары российского производства, - говорила в октябре в интервью "Интерфаксу" директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова. - При этом сам механизм меняется в сторону большего правового урегулирования, чтобы максимально гарантировать приобретение товаров российского производства".

Демидова подчеркивала, что все эти меры обусловлены не просто перечнем товаров, а учитывают наличие фактического их производства и его объема, позволяющего обеспечить потребность заказчиков в таких товарах.

"То есть, чтобы самим себе не навредить, не лишить заказчиков соответствующих товаров, работ, услуг и не блокировать их деятельность вследствие невозможности реализации функций по причине отсутствия российских товаров", - говорила она.

Теги