Субъектам РФ могут вернуть право самостоятельно определять случаи закупок у едпоставщика
24 октября 2024 14:30
Москва. 24 октября. ИНТЕРФАКС - В закупочное законодательство могут вернуть норму о праве субъектов РФ самостоятельно определять случаи осуществления закупок у едпоставщика, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.
"У нас есть много предложений вернуться к действовавшей в прошлом году норме о праве субъектов самостоятельно определять случаи закупок у едпоставщика, - рассказал Лавров. - В прошлом году это право отменили. По статистике, объем закупок у едпоставщика стал сокращаться. Каких-то отрицательных последствий от этого не видим".
При этом он подчеркнул, что теперь есть постоянно действующий механизм для срочных закупок у едпоставщика - правительственное постановление N339. В апреле текущего года в этот документ включены дополнительные основания (всего шесть - ИФ) для осуществления региональными госзаказчиками закупок у едпоставщика. К числу таких оснований отнесены, в частности, закупки товаров, работ и услуг, необходимых для выполнения мероприятий в рамках введенных президентом России в регионах режимов готовности, а также для целей гражданской обороны, восстановления поврежденных объектов, обеспечения потребностей беженцев и вынужденных переселенцев.
По словам Лаврова, возможность возвращения "старой" нормы о праве субъектов самостоятельно определять случаи закупок у едпоставщика планируется обсудить в ходе подготовки ко второму чтению законопроекта (N722148-8), который в сентябре был внесен правительством РФ на рассмотрение Госдумы, на днях принявшей его в I чтении.
Сам законопроект предусматривает изменения в различные законодательные акты РФ, в том числе в закон "О контрактной системе" (44-ФЗ). Эти новации направлены на закрепление на постоянной основе ряда временных мер, принятых в предыдущие годы. Речь идет о возможности изменять по соглашению сторон существенные условия (предмет, цена, срок, порядок оплаты) "оборонных" контрактов, изменять существенные условия долгосрочных контрактов (от одного года и более), о снятии ограничений на долю закупок в форме запроса котировок в совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ).
Как сообщалось, с 2022 года действовала временная норма закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), по которой субъекты РФ и муниципальные органы власти имели право устанавливать иные случаи осуществления закупок у едпоставщика и определять порядок проведения таких закупок. В конце 2023 года эта норма была отменена, поскольку многие регионы использовали ее не по назначению. При этом соответствующие полномочия были переданы правительству РФ, которое теперь может утверждать перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в отношении которых органы власти субъектов РФ и муниципальных образований смогут определять случаи закупок у едпоставщика. Правительство РФ также должно утверждать порядок осуществления таких закупок.
Исключение сделано для Москвы - городу предоставлено право самостоятельно (без учета перечня ТРУ, в отношении которых разрешается проводить закупки у едпоставщика - ИФ) устанавливать иные случаи закупок у едпоставщика как для собственных нужд, так и для внутригородских муниципальных образований.
Ранее Лавров объяснял отмену полномочий субъектов РФ тем, что в 2023 году наблюдался рост закупок у едпоставщика по указанному основанию.
"В большинстве случаев эта норма применяется не для тех случаев, для которых она предназначена - срочные, особо значимые закупки, по которым все надо делать быстро, оперативно, - говорил Лавров. - К сожалению, видим в основном строительные работы, в том числе долгосрочные, большие контракты, договоры лизинга и обычные закупки, где есть конкурентные рынки. Есть случаи, когда более 50% от совокупного годового объема закупок приходится на закупки у едпоставщика".
Впрочем, тогда же Лавров отмечал, что есть ряд субъектов РФ, которые вообще не пользовались этой нормой.
По данным Минфина, за 9 месяцев 2023 года 29% контрактов (727 тыс. на 2,5 трлн рублей) было заключено с едпоставщиками. Это соответственно на 12% и на 32% больше аналогичного показателя 2022 года. При этом число госконтрактов, заключенных с едпоставщиками на основании временных (антисанкционных - ИФ) решений региональных органов власти, выросло более чем в два раза - почти до 20 тыс. на 750 млрд рублей. Годом ранее таких контрактов было 9 тыс. на 690 млрд рублей.