Госдума РФ приняла в I чтении законопроект о праве региональных госзаказчиков проводить совместную офсетную закупку

25 сентября 2024 17:20

Москва. 25 сентября. ИНТЕРФАКС - Госдума РФ приняла в I чтении законопроект (N667365-8), уточняющий различные положения закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), связанные с заключением офсетных контрактов, проведением закупок у единственного поставщика, с ведением различных реестров, организацией документооборота в рамках закупочного процесса, работы контрольных органов и т.п.

Сам документ подготовлен и внесен на рассмотрение нижней палаты рядом сенаторов Совета Федерации и депутатов Госдумы РФ летом текущего года. Одно из положений законопроекта предусматривает предоставление госзаказчикам из одного субъекта РФ права проводить не только централизованные, но и совместные офсетные (со встречными инвестиционными обязательствами) закупки.

"В частности, механизм централизованных закупок в ряде случаев не может быть применен в связи со сложностями передачи средств, являющихся источником финансирования, от каждого заказчика в один уполномоченный орган (одно уполномоченное учреждение), например, средств обязательного медицинского страхования, которые по общему правилу доводятся непосредственно до конкретной организации здравоохранения, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - В этой связи предлагается ввести возможность проводить совместную закупку для удовлетворения поставщиком потребностей нескольких заказчиков одного субъекта РФ".

При этом в самом законопроекте оговаривается, что в случае проведения совместной офсетной закупки должен быть сохранен ее минимальный ценовой порог (100 млн рублей), вне зависимости от количества офсетных контрактов, заключаемых по результатам такой закупки.

Также предлагается расширить сферу применения офсетных контрактов - распространить их не только на промышленную продукцию, а на любой товар, "производство которого создано, модернизировано, освоено" на территории РФ.

О необходимости таких или похожих уточнений госзаказчики из субъектов РФ отмечали еще весной прошлого года. Тогда некоторые субъекты РФ предлагали, в частности, дополнить 44-ФЗ положениями, позволяющими осуществлять офсетную закупку совместно с госкомпаниями (с субъектами 223-ФЗ), дающими возможность использовать средства ФОМС для оплаты офсетных контрактов в сфере медицины, заключенных с медучреждениями через регионального посредника - единого заказчика.

В свою очередь, также год назад Минфин отмечал, что не видит необходимости корректировки 44-ФЗ в части офсетных контрактов.

"Офсетный контракт в грамотных руках - хороший инструмент, - говорил весной прошлого года заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Считаем правильным оставить нормативную базу как есть и смотреть за использованием инструмента".

Сам механизм офсетных контрактов начал действовать в рамках 44-ФЗ с 2016 года. Летом 2022 года были приняты поправки к 44-ФЗ, которые снизили ценовой порог для офсетных контрактов в рамках госзакупок до 100 млн рублей с 1 млрд рублей. При этом Минфин отмечал, что планка в 1 млрд рублей слишком высока, и это сдерживает применение механизма офсетных контрактов.

Этими же поправками предусмотрено, что инвестор, реализовавший офсетный контракт, сможет продавать до 30% продукции в режиме едпоставщика для любого заказчика (не только для того, с которым заключен контракт - ИФ) соответствующего субъекта РФ.

Минфин рассчитывал, что после принятия этих поправок в течение двух лет субъекты РФ заключат около двух десятков офсетных контрактов. К настоящему времени число таких контрактов действительно приближается к 20. Однако большая их часть заключена Москвой и Санкт-Петербургом.

Также законопроектом предусмотрено уточнение ряда положений 44-ФЗ, касающихся закупок у единственного поставщика. В частности, предлагается "разрешить" дробление при осуществлении закупок малого объема (ЗМО, до 600 тыс. рублей).

"Следует отметить, что 44-ФЗ не содержит запрета на "дробление закупок", который ранее был предусмотрен 94-ФЗ (предшественник закона "О контрактной системе"), при этом содержит предельные размеры, в рамках которых заказчик вправе осуществить закупки необходимых товаров, работ, услуг, в том числе несколько соответствующих закупок", - отмечается в записке.

При этом заказчики неоднократно отмечали, что контрольные и правоохранительные органы нередко считают закупку однотипных товаров с использованием названной нормы именно "дроблением" и признают это нарушением закупочного законодательства.

Здесь законодатели предлагают уточнить положения 44-ФЗ и указать, что с использованием нормы о ЗМО может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ, услуг.

По данным Минфина, в 2023 году объем ЗМО в рамках госзакупок должен был составить около 1,3 трлн рублей, что соответствует примерно 10% общего объема закупок, планировавшихся к осуществлению в прошлом году. Для обеспечения учета и контроля такого объема денежных средств была подготовлена и уже утверждена правительством РФ "Концепция совершенствования закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд малого объема на период до 2027 года".

По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", в прошлом году госзаказчики провели в электронной форме 1,4 млн закупок малого объема. Из них 728 тыс. было осуществлено с использованием ЕАТ "Березка", 411 тыс. - "Портала поставщиков" Москвы, более 200 тыс. - ЭТП для госзакупок.

Еще ряд положений законопроекта устанавливает порядок заключения контракта с единственным поставщиком с использованием Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Речь идет о том, что с 1 января 2025 года заказчики должны будут использовать ЕИС (формировать с ее помощью различные документы, размещать в системе информацию и документы о таких закупках) при заключении контрактов с едпоставщиками. Но только в ряде случаев. Теперь эту норму предлагается распространить на все случаи закупок у едпоставщика.

Кроме того, авторы законопроекта предлагают вывести "космические" закупки из-под действия нормы 44-ФЗ о закупках у малого бизнеса. То есть, в случае принятия этой поправки, закупки в области космической деятельности не будут учитываться при расчете доли закупок, которые должны проводиться только с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

"Указанное изменение обусловлено спецификой деятельности в указанной области, в частности, такие закупки характеризуются высоким стоимостным объемом, а количество субъектов малого бизнеса, осуществляющего деятельность в области космической деятельности, является относительно небольшим", - отмечается в записке.

Другим положением законопроекта планируется наделить Минфин официальными полномочиями на дачу разъяснений в сфере закупок.

"Отсутствие единого уполномоченного органа на дачу разъяснений указанного (закупочного - ИФ) законодательства и актов влечет возникновение разной правоприменительной практики, в том числе не учитывающей целей государственной политики, - подчеркивается в пояснительной записке. - Сложившаяся ситуация для преодоления разных позиций участников контрактной системы в сфере закупок требует систематического внесения изменений в 44-ФЗ для установления в нем специальных положений по спорному вопросу".

Предоставление Минфину соответствующих полномочий позволит, по оценке авторов законопроекта, унифицировать подходы к применению 44-ФЗ и сократить число случаев внесения в него изменений.

Также законопроектом предлагается изменить положения 44-ФЗ, касающиеся изменения существенных условий (предмет, цена, срок, порядок оплаты) контрактов. В том числе, ряда контрактов с единственными поставщиками.

Стоит отметить, что в сентябре правительство РФ внесло в Госдуму свой законопроект (N722148-8), содержащий аналогичные предложения, при принятии которых госзаказчики получат постоянное право изменять по соглашению сторон существенные условия "оборонных" контрактов (сейчас действует временная норма - до 31 декабря текущего года). Еще одна новая норма предусматривает распространение действующего положения 44-ФЗ о возможности изменения существенных условий "федеральных" долгосрочных контрактов (от трех лет) на госконтракты со сроком исполнения "не менее одного года". Причем если в настоящее время изменение условий допускается только по решению правительства РФ, то в случае принятия законопроекта эта норма будет действовать и в отношении региональных или муниципальных контрактов, а изменения условий будут допускаться по решению региональных и муниципальных органов власти.

Теги