СП с участием КАМАЗа к 2031г поставит Москве электрические уборочные машины на 58 млрд руб.

03 сентября 2024 14:16

Москва. 3 сентября. ИНТЕРФАКС - Столичное ООО "Завод Инновационной Спецтехники" (ЗИС, зарегистрировано в ОЭЗ "Технополис"), в равных долях принадлежащее ПАО "КАМАЗ" и АО "АА Продукт", реализует госконтракт на поставку столичному ГБУ "Автодор" электрических вакуумных подметально-уборочных машин на 57,8 млрд рублей. Первую партию планируется отгрузить уже в этом году.

По данным сайта госзакупок, ГБУ "Автодор" в мае объявило тендер на поиск поставщика коммунальной техники на электротяге для Москвы. Контракт стоимостью 57,8 млрд руб. предусматривал также инвестиционные обязательства поставщика по созданию, модернизации и освоению производства таких машин в столице. ЗИС подал единственную заявку на конкурс и был назначен исполнителем.

Согласно техзаданию, компания будет поставлять Москве полноприводные вакуумные подметально-уборочные самоходные машины, которые оснащаются батареей для работы без подзарядки до 6 часов. Масса - 4,2-4,6 тонны, длина - 4,3-4,7 метра, они комплектуются дорожными щетками, распределителями противогололедных материалов и т.д. Уборочная машина с похожими характеристиками представлена на сайте ЗИС как ВКМ-2024Э - "инновационная электрическая вакуумная уборочная машина", которая является электрической версией дизельного аналога.

Исполнение договора началось с июля 2024 года, дедлайн - 17 февраля 2031 года. Предполагается, что контракт будет исполняться в два этапа: до 2027-го городу будут поставляться машины одного типа, в 2027-2030 годах к ним добавится ещё один тип. Стоимость одной дорожной машины указана в закупке на уровне 31,6 млн руб. Точное количество спецтехники не указывается - она будет поставляться партиями по заявке заказчика. Исходя из общей стоимости работ и указанной цены за одну машину, речь может идти о поставке 1,8 тыс. единиц.

Работы поставщика будут финансироваться по следующему графику: 2024 год - 948 млн руб., 2025 год - около 10 млрд руб., 2026 год - 11,5 млрд руб., 2027 год - 12 млрд руб., 2028 год - 9,6 млрд руб., 2029 год - 7,7 млрд руб., 2030 год - 6,1 млрд руб.

Московское ООО "ЗИС", зарегистрированное в 2013 году, до начала марта 2024 года называлось ООО "Сервисные решения". Компания специализируется на торговле автотехникой и ее обслуживании. Участниками предприятия с конца октября 2023 года были совладельцы крупного российского производителя спецтехники "Меркатор Холдинг" Станислав Николаев и Александр Белогорцев, у каждого из которых было по 38% долей. Оставшимися 24% владел Алексей Сивидов - гендиректор компании "Автономика", совладельцами которой также являются Николаев и Белогорцев. "Автономика" известна, в частности, по проекту беспилотного робота-уборщика "Пиксель", о поставках первых партий которого Москве было объявлено весной 2023 года. "Пиксели" тестировали на ВДНХ, в окрестностях бывшего кинотеатра "Новороссийск", парках "Руднево" и "Кузьминки".

По данным ЕГРЮЛ, с 24 июня текущего года ЗИС сменил собственников - ими стали ПАО "КАМАЗ" (50%) и АО "АА Продукт" (50%), владельцы которого не раскрываются. АО было зарегистрировано в Москве в конце ноября 2023 года, его гендиректором является Наталья Арещенко - бывший совладелец возглавляемого Николаевым ООО "Трансстрой", через которое контролируются компании "Меркатор Холдинга".

Пресс-секретарь ООО "Меркатор Холдинг" Мария Пономарева сообщила "Интерфаксу", что холдинг является одним из поставщиков оборудования на ЗИС. Вопрос о роли "КАМАЗа" в проекте производства дорожных машин в "Технополисе" она переадресовала непосредственно в автоконцерн. "Но, если говорить в целом, ПАО "КАМАЗ" - это компания с огромным опытом создания инновационных решений, в том числе и в проектах техники на электрическом ходу. Поэтому ее технологические знания и роль в рамках "ЗИС" невозможно переоценить", - отметила Пономарева.

На вопрос о том, какими могут быть ориентировочные объемы поставок Москве в рамках крупного контракта с ГБУ "Автодор", пресс-секретарь "Меркатор Холдинга" ответила: "В этом году будет поставлена пробная партия, начиная с 2025 года - более 300 единиц техники в год".

В пресс-службе "КАМАЗа" участие в ООО "ЗИС" и планы группы относительно этого предприятия комментировать не стали.

Планы наладить в "Технополисе" производство коммунальных машин на электрическом приводе в "Меркатор Холдинге" озвучивали еще в прошлом году.

"На данный момент есть потребность дорожно-коммунальной отрасли в электрификации малогабаритных машин. Мы эту потребность знаем, тенденции развития отрасли видим и в их русле работаем. Выпустив в конце 2023 - начале 2024 года соответствующий продукт, мы не только сможем оценить реакцию рынка, чтобы скорректировать объемы будущего производства, но и - что особенно важно - получить от клиентов обратную связь в виде пожеланий по техническим особенностям и спецификации техники. Фактически речь идет о создании некого базиса, который мы сможем дорабатывать и кастомизировать под запросы конкретных клиентов", - говорил "Интерфаксу" в сентябре 2023 года Александр Белогорцев, на тот момент - президент "Меркатор Холдинга".

Объем инвестиций в проект он не уточнял. Из слов Белогорцева следовало, что к тому моменту компания не имела контрактов на поставку техники с потенциальными инвесторами. Тогда сообщалось, что в год старта производства планируется выпустить порядка 100 электромобилей, а в дальнейшем - ежегодно производить порядка 200 единиц коммунальной техники на электроприводе.

Кто может быть технологическим партнёром ЗИСа в проекте по выпуску электрических дорожных машин в "Технополисе", участники проекта не сообщали. В докризисный период, в 2016 году, "Меркатор Холдинг" запускал на своем заводе спецтехники в Калуге линию по сборке вакуумно-подметальных машин совместно со швейцарской корпорацией Bucher.

Теги