Правкомиссия не поддержала законопроект об ответственности госкомпаний за нарушение сроков оплаты по контрактам
02 июля 2024 15:10
Москва. 2 июля. ИНТЕРФАКС - Правкомиссия по законопроектной деятельности не поддержала законодательную инициативу об установлении административной ответственности госкомпаний за нарушение сроков оплаты по исполненным контрактам, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с решением комиссии.
По словам источника, сам законопроект предполагает распространение действующей нормы КоАП РФ об административной ответственности госкомпаний за нарушение сроков оплаты по контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) на всех поставщиков госкомпаний. Сейчас эта норма предусматривает штраф в размере 30-50 тыс. рублей для должностных лиц и 50-100 тыс. рублей для юридических лиц.
В настоящее время в рамках закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) и 223-ФЗ установлен предельный срок оплаты по контрактам - 7 дней. Однако в 44-ФЗ этот срок является обязательным, а согласно 223-ФЗ заказчики могут устанавливать в своих положениях о закупках иные сроки оплаты. Обязательным он является только в случае контрактов, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП (так называемые, спецторги).
Ранее участники рынка закупок неоднократно отмечали, что госкомпании активно используют возможность устанавливать иные сроки оплаты. Так, например, в начале текущего года подрядчики в области строительства обращали внимание, что при работе с госкомпаниями сталкиваются с задержками по оплате исполненных контрактов, которые могут достигать 180 дней.
На эту же проблему в июне указывала первый зампредседателя комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Альфия Когогина.
"Речь идет о значительной задержке платежей со стороны крупных госзаказчиков и госкомпаний, - говорила Когогина. - Возможно, есть необходимость донастроить действующую систему, усилить административную ответственность за несвоевременные платежи, активизировать участие институтов развития и бизнес-объединений по взаимодействию с крупнейшими заказчиками по вопросам урегулирования задолженностей".
В свою очередь, заместитель руководителя ФАС Петр Иванов отмечал, что действующие механизмы сохраняют возможность для заказчиков по 223-ФЗ не оплачивать исполненные контракты субъектам МСП в срок.
Для решения этой проблемы он предложил предоставить ФАС дополнительные полномочия в рамках госзакупок и закупок госкомпаний.
"Наверное, если бы (у ФАС - ИФ) были полномочия по выдаче предписаний по оплате (по устранению нарушений в части сроков оплаты за поставленный товар, выполненные работы - ИФ), то дисциплина была бы выше", - говорил Иванов.
Тем не менее, по словам источника, правкомиссия решила не поддерживать этот законопроект. Основанием для принятия этого решения стал другой законопроект, который в июне был принят Госдумой в I чтении. Речь идет о комплексных поправках в КоАП, определяющих ответственность за нарушения законодательства в сфере закупок и закупок по гособоронзаказу.
"Предлагаемый в законопроекте (новом - ИФ) подход может быть реализован в рамках поправок к указанному проекту федерального закона при его подготовке к рассмотрению Госдумой во II чтении, - процитировал источник проект решения правкомиссии. - Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не отражена информация о возможном увеличении доходов бюджетов бюджетной системы РФ в связи с поступлением сумм административных штрафов, а также о дополнительных бюджетных расходах на осуществление производства по делам об административных правонарушениях".
Как сообщалось, комплексные поправки в КоАП РФ и УК РФ были подготовлены Минфином РФ весной текущего года.
"Предлагается внести комплексные поправки в КоАП, - пояснял заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе заседания Госдумы, на котором рассматривался законопроект в I чтении. - За последние годы в 44-ФЗ и 223-ФЗ были внесены комплексные поправки, а КоАП за это время не менялся, и многие его нормы утратили свою актуальность и не могут применяться в полном объеме. Это негативно влияет на заказчиков и поставщиков - они не понимают, какие нарушения являются именно нарушениями, и какую ответственность они могут понести в результате этих нарушений".
При этом Лавров отмечал, что собственно ужесточения ответственности за нарушения в сфере закупок законопроектом не предусмотрено.
Сами поправки в КоАП актуализируют все составы административных правонарушений, которые могут быть совершены при осуществлении государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ, закупок госкомпаний и госкорпораций по 223-ФЗ, а также при размещении и исполнении гособоронзаказа (275-ФЗ), при проведении процедур приватизации по 178-ФЗ и других обязательных торгов. При этом предлагается собрать все соответствующие статьи Кодекса (их число сократится в три раза - до шести статей) в едином новом разделе.
В случае принятия законопроекта в Кодексе сохранятся положения, устанавливающие ответственность за нарушения порядка планирования закупок, правил заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов, порядка проведения закупок госкомпаниями, правил торгов, проведение которых является обязательным. При этом в Кодекс будут добавлены нормы, касающиеся ответственности электронных торговых площадок (ЭТП) за нарушение правил проведения закупок, а банков - порядка блокирования и прекращения блокирования денежных средств на счетах участников закупок. Также в КоАП будет добавлена норма об ответственности госкомпаний за недостижение минимального годового объема закупок у субъектов МСП (25% от годового объема закупок - ИФ).
Помимо этого, за совершение отдельных правонарушений впервые предлагается ввести наказание в форме предупреждения.