Офсетные договоры госкомпаний РФ могут привязать к реестру российской промпродукции
22 мая 2024 21:18
Москва. 22 мая. ИНТЕРФАКС - Госкомпании могут обязать заключать офсетные договоры только в отношении продукции, включенной в Реестр российской промышленной продукции. Об этом в ходе конференции "Будущее рынка закупок в России: траектория устойчивости", организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА", заявил референт департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга Алан Фаизов.
"Минпромторгом прорабатывается вопрос об утверждении директив для юридических лиц (субъектов 223-ФЗ, закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - ИФ), которыми предусмотрено обязательное соответствие промышленных товаров (производство и поставка которых предусматривается офсетным договором - ИФ) критериям подтверждения промышленной продукции на территории РФ в рамках процедуры заключения офсетных договоров", - сказал Фаизов.
В настоящее время немногие госкомпании используют механизм офсетного контракта в своей закупочной практике. Минфин ранее неоднократно отмечал, что положения 223-ФЗ не запрещают госкомпаниям проводить и заключать офсетные договоры. Достаточно прописать такую возможность в своем положении о закупках. Однако заказчики считают, что этого недостаточно.
"Дело пойдет, если офсет будет поддержан на уровне законодательства, - говорил представитель одной из крупнейших госкомпаний. - Если сделаем это (заключение офсетного договора - ИФ) сейчас, то у контролирующих органов возникнет вопрос об основаниях для заключения такого договора. А здесь два контролера - ФАС и прокуратура, которые не всегда считают, "что если не запрещено - то разрешено".
С 2023 года госкомпании получили возможность легально (без опасения претензий со стороны контролирующих органов - ИФ) заключать офсетные договоры с поставщиками. Но только с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) - в рамках программ выращивания поставщиков. При этом Минпромторг еще осенью прошлого года заявлял, что намерен изучить проблематику заключения госкомпаниями офсетных договоров и после этого, при необходимости, заняться подготовкой соответствующей нормативной базы.
По словам Фаизова, в настоящее время в реестр российской промпродукции включено 313 тыс. товаров (1,1 тыс. номенклатурных позиций по ОКПД-2) от 4,6 тыс. российских производителей. Для 48 видов товаров введена балльная система оценки уровня локализации производства на территории РФ.
Порядок и критерии подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ определяются правительственным постановлением №719. Этот документ распространяется на отдельные виды продукции 28 отраслей. Для 19 из них уже введена балльная система оценки уровня локализации производства.
Сама балльная система учитывает "вес" технологических операций в процессе создания оборудования с учетом страны происхождения, что позволяет при наборе определенного числа баллов признавать соответствующую продукцию российской (или произведенной на территории стран ЕАЭС) и предоставлять ее поставщикам те или иные преференции при госзакупках и закупках госкомпаний.
Кроме того, производители продукции, включенной в реестр российской промпродукции могут получить льготный коэффициент для амортизации основных средств, а также доступ к субсидиям Минпромторга и льготным займам Фонда развития промышленности.
До конца текущего года Минпромторг планирует распространить действие балльной системы на продукцию еще пяти отраслей: на электротехническую продукцию, на продукцию лесопромышленного комплекса, легкой промышленности, сельскохозяйственного машиностроения и машиностроения для пищевой промышленности.
Как сообщалось, в настоящее время на рассмотрении Госдумы РФ находится законопроект, предусматривающий оптимизацию норм по импортозамещению в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Он направлен на регулирование вопросов предоставления национального режима и унификацию правил осуществления закупок при предоставлении национального режима (понятие "нацрежим" предусматривает распространение на зарубежные товары тех же правил и требований, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции) при госзакупках и закупках госкомпаний.
Документ предусматривает включение в 44-ФЗ и 223-ФЗ положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление изъятий из национального режима в определенных случаях. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
В случае принятия этого законопроекта в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило "второй лишний", поскольку действующее менее жесткое "третий лишний" не всегда работает. Также планируется введение единой ценовой преференции (15%), предоставляемой поставщику российской продукции.
По данным Минфина, в случае принятия этого законопроекта необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов.
В случае оперативного принятия Госдумой этого законопроекта часть поправок вступит в силу с 1 октября 2024 года, а отдельные положения - с 1 января 2025 года.