АЕБ ждет продолжения подъема авторынка РФ в марте после его роста в 1,8 раза в феврале

05 марта 2024 12:37

Москва. 5 марта. ИНТЕРФАКС - Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в феврале 2024 года показал рост в 1,8 раза и, как ожидается, продолжит расти и в марте, считают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

По подсчетам комитета автопроизводителей АЕБ на основании данных ППК (совместное предприятие "Автостата" и оператора ЭПТС), в прошлом месяце продажи легковых автомобилей и LCV в РФ с учетом поставок через альтернативные каналы составили 108,312 тыс. шт.

"В феврале рынок в целом вырос на 84% к февралю прошлого года и на 74% за два месяца. Влияние перенасыщения рынка, обусловленное высоким уровнем складских запасов, сохраняется, но становится менее выраженным. Продолжается влияние высокой ключевой ставки", - цитирует пресс-служба АЕБ главу комитета автопроизводителей Алексей Калицева.

Калицев добавляет, что "на основании тенденций рынка в январе-феврале есть хорошие предпосылки для продолжения роста в марте".

Как отмечает АЕБ, государство вводит и адаптирует для регулирования российского авторынка различные меры поддержки и ограничения, которые должны стимулировать и усиливать развитие локального производства. В качестве примера ассоциация приводит расширение списка рекомендованных к госзакупкам автомобилей российского производства. Обновленный перечень Минпромторг публиковал в конце февраля. В основном список расширился моделями калининградского "Автотора", собирающего машины китайских марок. Также в него вошли модели Citroen C5 Aircross, сборка которых налажена на калужском заводе "ПСМА Рус".

АЕБ обращает внимание на то, что с февраля перестала действовать система упрощенной сертификации для официально ввозимых в РФ электромобилей. "В краткосрочной перспективе это не будет способствовать росту объемов продаж таких машин, но, очевидно, это должно стимулировать локальное производство и благоприятно сказаться на технической поддержке продаваемых автомобилей", - отмечает Калицев.

Также в сообщении ассоциации отмечается, что с 1 апреля вводится доначисление утилизационного сбора за автомобили, ввезенные в РФ через страны ЕАЭС. "Возможно, эта мера поддержит рынок в феврале и марте, когда окно еще открыто и желающие приобрести автомобиль подешевле постараются им воспользоваться", - прокомментировал Калицев.

"АВТОСТАТ": ОЦЕНКА ЛЕГКОВОГО РЫНКА И ПРИЧИН ЕГО РОСТА

По подсчётам "Автостата", сделанным также на основании данных ППК, в основном - легковом - сегменте российского авторынка продажи автомобилей в феврале составили 103,954 тыс. шт., что превысило результат февраля 2023 года на 85,1% и было выше показателя января 2024 года почти на 30%. Эксперты агентства на онлайн-конференции во вторник предположили две причины, по которым мог стать возможен столь заметный помесячный рост.

"Во-первых, это информация на рынке о том, что с 1 апреля будет по-новому исчисляться утилизационный сбор - что он будет доплачиваться, если машина была ввезена из стран ЕАЭС, где сборы меньше. То есть, как одна из причин - история, что потенциальные покупатели автомобилей стремятся сделать все быстрее, пока цены на рынке не выросли из-за вот этого момента с утилизационным сбором. Но при этом мы понимаем, что вроде бы базовых причин именно из-за этого закона нет к тому, чтобы цены на официально ввезенные дистрибьюторами автомобили выросли с 1 апреля", - сказал исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов в ходе конференции.

"Вторая возможная причина, которую мы обсуждали - это достаточно серьезные акции и скидки, которые сейчас есть у многих производителей. Автомобиль можно реально купить по цене ниже, чем она заявлена в прайс-листе, чем рекомендованная розничная цена. То есть, это trade-in, это скидки дополнительные и так далее. Там снижение цены достаточно серьезное видится от прайса", - добавил Удалов, отметив вместе с этим, что в феврале цены в автосалонах не были существенно более низкими в сравнении с январем.

Согласно данным "Автостата", лидерство по продажам автомобилей на легковом рынке в феврале 2024 года сохранил "АвтоВАЗ" (MOEX: AVAZ), реализовавший 28,673 тыс. машин. На долю Lada, по оценкам агентства, в прошлом месяце пришлось около 28% рынка против 38% годом ранее.

Лидером среди иномарок впервые стал китайский бренд Geely, автомобили которого в феврале разошлись тиражом в 12,262 тыс. единицы. Следующие семь позиций в марочном рейтинге тоже занимают "китайцы" - Haval (11,974 тыс. шт.), Chery (9,933 тыс. шт.), Changan (5,993 тыс. шт.), Exeed (3,421 тыс. шт.), Omoda (3,123 тыс. шт.), Lixiang (2,691 тыс. шт.) и Tank (2,031 тыс. шт.). Замыкает топ-10 наиболее популярных марок февраля японская Toyota (1,634 тыс. шт.), которая вернулась в десятку после трехмесячного отсутствия.

Все бренды, попавшие в десятку лидеров рынка, продемонстрировали в феврале положительную динамику. Наилучшей она была у Changan (рост в 12,7 раза), что объясняется эффектом низкой базы. Менее других (на 13,6%) увеличились объемы реализации у Toyota.

Топ-10 продаваемых марок легковых автомобилей в РФ в феврале и за 2 мес. 2024 г. (шт.)

№МаркаФевраль 2024гФевраль 2023гИзменение2 мес. 2024г2 мес. 2023гИзменениеДоля, 2 мес. 2024гДоля, 2 мес. 2023г 1Lada28 67321 558+33,0%50 96239 193+30,0%27,67%38,66% 2Geely12 2623 257+276,5%21 2606 722+216,3%11,54%6,63% 3Haval11 9745 039+137,6%21 5949 155+135,9%11,73%9,03% 4Chery9 9336 833+45,4%18 73412 351+51,7%10,17%12,18% 5Changan5 993472+1169,7%10 886769+1315,6%5,91%0,76% 6Exeed3 4212 093+63,4%6 1793 900+58,4%3,36%3,85% 7Omoda3 1231 822+71,4%5 7913 009+92,5%3,14%2,97% 8Lixiang2 691--4 432--2,41%0,00% 9Tank2 031--3 764--2,04%0,00% 10Toyota1 6341 438+13,6%2 7882 430+14,7%1,51%2,40%

Лидером модельного рейтинга в феврале осталась Lada Granta, которая была реализована в количестве 13,067 тыс. единиц (-13,7% г/г). При этом в десятке наиболее продаваемых моделей только Granta показала снижение продаж, из-за чего ее доля, по оценкам "Автостата", в прошлом месяце снизилась более чем вдвое - с почти 27% до 12,6%. У другой вазовской модели - Lada Vesta - доля, напротив, выросла в 11 раз, что было связано с очень низким показателем февраля 2023 года, когда производство нового поколения Vesta еще не было возобновлено. Сейчас модель занимает второе место в модельном рейтинге с результатом 7,163 тыс. экземпляров и самой высокой динамикой роста (в 21 раз) среди представленных автомобилей.

Наиболее популярной моделью среди иномарок в РФ в феврале остался китайский кроссовер Haval Jolion, результат продаж которого составил 5,039 тыс. машин (рост в 2,2 раза). За ним расположился еще один китайский кроссовер Geely Monjaro (4,830 тыс. шт.). Отметку в 4 тыс. реализованных автомобилей преодолели и два вазовских внедорожника - Lada Niva Travel (4,171 тыс. шт.; +18,7%) и Lada Niva Legend (4,144 тыс. шт.; +74,6%).

Топ-10 продаваемых моделей легковых автомобилей в РФ в феврале и за 2 мес. 2024 г. (шт.)

№МодельФевраль 2024гФевраль 2023 гИзменение2 мес. 2024г2 мес. 2023гИзменениеДоля, 2 мес. 2024гДоля, 2 мес. 2023г 1Lada Granta13 06715 140-13,7%23 28827 050-13,9%12,65%26,68% 2Lada Vesta7 163346+1970,2%12 545745+1583,9%6,81%0,73% 3Haval Jolion5 0392 254+123,6%9 3833 840+144,3%5,09%3,79% 4Geely Monjaro4 830--8 479--4,60%0,00% 5Lada Niva Travel4 1713 513+18,7%7 3936 464+14,4%4,01%6,38% 6Lada Niva Legend4 1442373+74,6%7 4754461+67,6%4,06%4,40% 7Chery Tiggo 7 Pro Max3 763958+292,8%7 0451 349+422,2%3,83%1,33% 8Chery Tiggo 4 Pro2 767842+228,6%5 3501 361+293,1%2,90%1,34% 9Omoda C52 6801 822+47,1%5 0113 009+66,5%2,72%2,97% 10Geely Coolray2 6651 789+49,0%5 3383 582+49,0%2,90%3,53%

За январь-февраль 2024 года в России, по оценкам "Автостата", было продано 184,166 тыс. новых легковых машин (+81,7%).

Теги