Интерес коммерческих компаний к проведению закупок на ЭТП вырос почти в два раза - эксперт

24 января 2024 12:43

Москва. 24 января. ИНТЕРФАКС - Интерес коммерческих заказчиков к проведению своих закупок на электронных торговых площадках вырос приблизительно в два раза, заявил заместитель гендиректора ЭТП "Росэлторг" (ЕЭТП, "Единая электронная торговая площадка") Виктор Симоненко на заседании комитета по управлению закупочной деятельностью Ассоциации менеджеров (является его председателем - ИФ).

"В 2023 году объем опубликованных закупок коммерческих заказчиков вырос в два раза, число поставщиков - в 1,5, - сказал Симоненко. - Пока этот сегмент слабо охвачен закупками в электронной форме (проводятся на ЭТП), но его совокупный объем и потенциал больше рынка регулируемых закупок (госзакупки и закупки госкомпаний - по данным Единой информационной систем в сфере закупок, в прошлом году общий объем этих двух сегментов составил более 18 трлн рублей)".

Симоненко уточнил "Интерфаксу", что только на ресурсах "Росэлторг" и нескольких других ЭТП число коммерческих заказчиков выросло на 70% с 2022 года, число объявленных ими закупок за аналогичный период - на 112%. Также выросло число компаний-участников закупок коммерческих заказчиков - рост на 156%. При этом уровень конкуренции увеличился до 2,26 заявки на одну закупку (1,26 годом ранее) и приблизился к среднему значению уровня конкуренции в регулируемых закупках (немногим более двух заявок на одну закупку - ИФ).

"Коммерческие заказчики заинтересованы в переходе к электронным закупкам на ЭТП, - пояснил Симоненко. - Особенно, если площадка может предоставлять дополнительные сервисы, в том числе связанные с анализом рынка, цен и т.п.".

Впрочем, по его словам, эффективность таких закупок возможна только в том случае, если в этом заинтересован владелец или руководитель бизнеса. В общем случае заказчики (сотрудники среднего звена) заинтересованы в сохранении сложившихся моделей работы с поставщиками. Это, в свою очередь, вызывает ряд сложностей, которые сдерживают развитие сегмента коммерческих закупок на торговых площадках.

В частности, поставщики коммерческих заказчиков отмечают (данные опроса, проведенного "Росэлторг" - ИФ), что закупки таких компаний им не особо интересны (в части участия в таких закупках - ИФ), поскольку заказчики не дают исчерпывающей информации о закупаемых товарах, работах, услугах (ТРУ). То есть, коммерческие заказчики зачастую предоставляют недостаточное описание ТРУ, некачественное техническое задание, не указывают контакты для обратной связи (в регулируемых закупках эти моменты регламентированы и, как правило, не вызывают трудностей у участников закупок - ИФ).

"Неполучение привычного по госзакупкам или по закупкам госкомпаний набора данных о закупке отпугивает поставщиков от участия в закупках коммерческих заказчиков", - сказал Симоненко.

Также к сдерживающим факторам (для участия в коммерческих закупках) поставщики относят короткие сроки приема заявок (они не регламентированы и каждый заказчик может устанавливать любой срок, который на практике значительно меньше, чем в регламентированных закупках - ИФ), использование заказчиком нескольких ЭТП.

"В последнем случае, по мнению поставщиков, речь идет не столько о закупке, сколько просто о сборе коммерческих предложений, что отрицательно сказывается на желании участвовать в таких процедурах", - добавил Симоненко.

Неумение или нежелание заказчиков работать с поставщиками выражается также в том, что компании не размещают на ЭТП информации о результатах проведенных закупок. То есть, фактически закупка уже может быть проведена, определен ее победитель, с ним заключен контракт но другие участники закупки не имеют информации об этом и, соответственно, продолжат резервировать те или иные свои средства под потенциальный контракт. Такой подход заказчиков также сдерживает поставщиков от участия в закупках коммерческих заказчиков. Рост интереса коммерческих компаний к проведению своих закупок на ЭТП отметили и другие площадки. Так, по словам исполнительного директора ЭТП РФ Александра Геллера, в 2023 году доля коммерческих заказчиков выросла.

"Если в 2021-2022 годах объем закупок коммерческих заказчиков составлял 20% от общего объема закупок, проводившихся на площадке, то в 2023 году он составил 35%, - сказал Геллер. - Конкуренция на коммерческих торгах как правило существенно выше, чем на регулируемых закупках. Такие заказчики предъявляют меньше требований к участникам и не так строго и подробно расписывают техзадание".

В пресс-службе "РТС-тендер" "Интерфаксу" рассказали, что количество коммерческих заказчиков выросло в 2023 году примерно на 14%. При этом в компании отметили, что среди них могут быть и госкомпании, работающие по 223-ФЗ. Число закупок увеличилось на 50%, уникальных поставщиков, подавших заявку на участие - на 38%.

На площадке B2B-Center (дочерняя структура "РТС-тендер", специализирующаяся на коммерческих торгах) число коммерческих заказчиков в 2023 году выросло на 5% по сравнению с 2022 годом. Число объявленных ими закупок - на 7%, число поставщиков, принимавших участие в закупках коммерческих заказчиков - на 11%.