ИТОГИ ГОДА: Система закупок привыкла к форс-мажору

28 декабря 2023 12:28

Москва. 28 декабря. ИНТЕРФАКС - Человек адаптируется ко всему - как и выстраиваемые им социальные, экономические и организационные структуры. Система закупок российскими госзаказчиками и госкомпаниями за четыре последних года, начиная с пандемийного 2020 года, приспособилась к работе в условиях перманентного форс-мажора и, по оценке регуляторов, не без сложностей, но стабильно выполняет свои задачи.

МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ 44-Й

Еще в середине 2022 года Минфин констатировал, что контрактная система в санкционных условиях устойчива. "Собственно, практика уже показала, что продолжающаяся пандемия и введение антироссийских санкций не повлияли на функционирование контрактной системы, она продолжает работать бесперебойно, - говорил в интервью "Интерфаксу" замминистра финансов Алексей Лавров. - В отдельных случаях потребовались лишь точечные решения".

Этому способствовал опыт работы в условиях пандемии - тогда, еще в относительно мягких условиях, был получен опыт работы в условиях стресса, сбоев логистических и производственных цепочек, поиска новых поставщиков.

В 2023 год участники рынка закупок вступили с ожиданием, и даже ощущением, той самой стабильности, о которой говорил Лавров. И эти ожидания в начале года подпали под "стресс-тест", который приготовили рынку законодатели. Тогда спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что верхняя палата предложит правительству ввести мораторий на применение закона 44-ФЗ ("О контрактной системе") на период до завершения военной операции, чтобы можно было, "не цепляясь за догмы", оперативнее осваивать выделяемые средства.

У многих участников рынка закупок эта инициатива вызвала замешательство. Ведь в случае ее реализации пришлось бы снова перестраивать свою работу. Причем непонятно каким образом - если перестанут действовать правила игры, к которым все привыкли.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ

Но обошлось без шоковой терапии - инициатива сенаторов вылилась в очередные поправки к 44-ФЗ, направленные на дальнейшее упрощение госзакупок и сокращение времени их проведения. С 3 до 10 млн рублей был повышен ценовой порог для самой оперативной процедуры - закупок в форме электронного запроса котировок. Временно, до конца 2026 года, сняли ограничение на долю таких закупок в совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ). Также повышен ценовой порог для закупок в "электронных магазинах" (так называемые "закупки с полки") электронных торговых площадок (ЭТП) с 3 млн до 5 млн рублей, до 2025 года разрешено проводить строительные закупки "под ключ".

Кроме того, госзаказчикам дали право на заключение контракта со вторым участником торгов в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением не зависящих от поставщика обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.

МАГАЗИН, НО НЕ РОЗНИЦА

Некоторые из нововведений уже получили подтверждение актуальности на практике. Речь идет о "закупках с полки", которые появились в практике госзакупок с 1 апреля 2021 года. Формально такая процедура относится к закупкам у единственного поставщика. Однако, по оценкам экспертов, ее можно классифицировать и как конкурентную.

За счет запуска "закупок с полки" регуляторы рассчитывали, в частности, получить достоверные данные о сегменте закупок малого объема, который только частично виден через действующие, в том числе региональные, электронные магазины. Ранее объем этого сегмента оценивался в 850-900 млрд руб. и прогнозировался его рост до порядка 1 трлн руб. Однако "закупки с полки" были мало востребованы госзаказчиками из-за ценовых, процедурных и регламентных ограничений (например, из-за требования об использовании только Каталога товаров, работ, услуг для описания закупаемого товара).

В I-III кварталах 2023 года число контрактов, заключенных по результатам закупок в "электронных магазинах", выросло в 40 раз. Если за 9 месяцев 2022 года было оформлено всего 250 таких контрактов на 400 млн руб., то в этом году через "электронные магазины" прошло 10,2 тыс. контрактов на 3,8 млрд руб. При этом заказчиками было объявлено о проведении 18 тыс. "закупок с полки" на 7,3 млрд руб.

По данным системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер", в 2023 году госзаказчики провели 48 тыс. "закупок с полки", по результатам которых было заключено 5,3 тыс. контрактов на общую сумму 2,3 млрд руб. Здесь учитываются только те контракты, информация о которых размещена в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.

Рост объясняется, в частности, новыми нормами, регламентирующими правила таких закупок. В том числе увеличением объема одной закупки в электронном магазине до 5 млн руб., а общего предельного объема таких контрактов в год - до 100 млн руб.

"Формально сегмент закупок в электронных магазинах по 44-ФЗ и 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") не легализован (речь идет о закупках малого объема - до 600 тыс. руб.), - сказал "Интерфаксу" гендиректор ЭТП Газпромбанка (MOEX: GZPR) (одна из 8 электронных торговых площадок для проведения госзакупок) Михаил Константинов. - Исключение - "закупки с полки" - новый способ, который появился в рамках 44-ФЗ. Он набирает популярность, но пока количество таких закупок составляет менее 1% от всех процедур. Цифра не внушительная, потому что заказчику не доступен широкий перечень ТРУ, многих товаров попросту нет "на полках".

Нередко, отметил Константинов, под "закупками с полки" подразумевают традиционные интернет-магазины или закупки через Единый агрегатор торговли "Березка". Путаница приводит к тому, что часть заказчиков не используют ни одну площадку для проведения малых закупок.

К настоящему времени Федеральное казначейство автоматизировало большинство процессов, связанных с проведением конкурентных госзакупок, вплоть до электронного актирования по исполненным контрактам. В планах ведомства на 2024 год стоит, в частности, обеспечение учета госконтрактов, заключенных по результатам закупок малого объема, которые проводятся, в том числе, в электронной форме с использованием региональных электронных магазинов, наподобие "Портала поставщиков Москвы".

"Мы говорим о создании реестра закупок малого объема, - говорила осенью замруководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Нам важно собрать первичную информацию по таким сделкам. 600 тыс. руб. - это немного, но их общий объем оценивается в 1 трлн руб., и такие расходы мы не можем оставить без внимания".

По данным "Интерфакс-Маркера", в текущем году госзаказчики провели 1,3 млн ЗМО в электронной форме. Большая их часть проводилась на ЕАТ "Березка" (584 тыс.) и на "Портале поставщиков Москвы" (406 тыс.).

"Федеральные заказчики в рамках правительственного постановления используют "Березку", а региональные держатся отстраненно и не идут ни на агрегатор торговли, ни на ЭТП, потому что нет законодательного регулирования, как и в каком формате правильно проводить такие закупки", - подчеркнул Константинов.

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ - НЕ ЗНАЧИТ НЕ АКТУАЛЬНЫЕ

Несмотря на эти и другие точечные корректировки закупочного законодательства, на практике остаются актуальными старые проблемы - высокая доля закупок у едпоставщика и у единственного участника по результатам несостоявшихся процедур.

По результатам 9 месяцев текущего года госзаказчики заключили с едпоставщиками 727 тыс. контрактов (29% от общего числа заключенных госконтрактов) на 2,5 трлн руб., что на 12% и на 32% больше аналогичных показателей прошлого года. Еще 23% контрактов (585 тыс. контрактов на 3,3 трлн руб.) было оформлено по результатам несостоявшихся закупочных процедур.

"По результатам несостоявшихся закупок контракт заключен в 69% случаев, что составляет 77% стоимостного объема всех несостоявшихся закупок, - отмечал Минфин в отчете о мониторинге применения 44-ФЗ. - Наиболее распространенной причиной признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) остается подача единственной заявки на участие в закупке (68%)". Фактически, в 2/3 случаях заключения госконтракта с единственным участником можно говорить о заключении контракта с едпоставщиком. А в совокупности, на тех и других приходится чуть более половины госконтрактов и около 2/3 от общего стоимостного объема - 1,3 млн контрактов из 2,4 млн, заключенных за 9 месяцев, и 5,8 трлн руб. из 8,5 трлн руб.

ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ

Не в лучшую сторону на ситуацию повлияли временные антисанкционные нормы, принятые в 2022 году. Речь идет о праве региональных органов власти принимать решения о закупках у едпоставщика. На основании этих норм было заключено 20 тыс. контрактов на 750 млрд руб. Годом ранее таких контрактов было 9 тыс. на 690 млрд руб.

"В большинстве случаев эта норма применяется не для тех случаев, для которых она предназначена - срочные, особо значимые закупки, по которым все надо делать быстро, оперативно, - говорил в ноябре Лавров. - К сожалению, видим в основном строительные работы, в том числе долгосрочные, большие контракты, договоры лизинга и обычные закупки, где есть конкурентные рынки. Есть случаи, когда более 50% от совокупного годового объема закупок приходится на закупки у едпоставщика".

Минфин по результатам анализа таких закупок предложил не продлевать на 2024 год эту антисанкционную норму. В результате были приняты поправки к 44-ФЗ, по которым уже правительство РФ будет утверждать перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в отношении которых органы власти субъектов РФ и муниципальных образований смогут определять случаи закупок у едпоставщика. Правительство также будет утверждать порядок осуществления таких закупок.

Исключение сделано для Москвы - городу предоставлено право самостоятельно (без учета перечня ТРУ, в отношении которых разрешается проводить закупки у едпоставщика) устанавливать иные случаи закупок у едпоставщика как для собственных нужд, так и для внутригородских муниципальных образований.

РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВАС ПРОВЕРЯТ

Участники рынка считают, что госзаказчикам следует быть готовыми к проведению в перспективе аудита их закупочной деятельности.

"Сейчас ситуация непростая, и по результатам нынешнего периода, в рамках которого в госзакупках были расширены основания для заключения контрактов с едпоставщиками, как показывает предыдущий опыт, в дальнейшем, когда ситуация завершится, однозначно будет аудит, - говорил весной директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин. - Был период проведения Олимпиады, проведения Чемпионата мира по футболу, во время которых вводились различные послабления в сфере закупок, а по их завершении проводился аудит".

Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Ольга Горбачева также отмечала, что антимонопольное ведомство - не единственный контрольный орган в сфере закупок.

"Есть еще правоохранительные органы, и для них едпоставщик - как красная тряпка для быка, - предупреждала Горбачева. - И если у ФАС форма контроля - плановые и неплановые проверки, по результатам которых максимум может быть предъявлен штраф, то у правоохранителей - это сразу уголовная статья. А по ним срок давности намного больше, чем один год, который имеется в распоряжении ФАС".

НЕ РАВНЯЙСЬ И НЕ СМИРНО

С другой задачей, решение которой Минфин и ФАС наметили на 2023 год, регуляторы не справились. Речь идет об унификации норм, регламентирующих вопросы импортозамещения в рамках закупочного законодательства. Необходимость такой унификации регуляторы объясняли тем, что действующие нормы разрозненны и сложны, а их эффективность низкая.

В результате был подготовлен законопроект о внесении изменений в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Поправки предусматривают наделение правительства РФ полномочиями на установление изъятий из так называемого национального режима - в определенных случаях. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными (понятие "нацрежим" предусматривает, что он предоставляется зарубежным товарам - на них распространяются те же правила и требования, которые действуют в отношении аналогичной российской продукции).

"Сейчас все эти вопросы регулируются девятью подзаконными актами, - говорила в мае директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова. - Практика показала сложность этой системы. На практике возникали проблемы, связанные с разнообразием самих механизмов (запреты, ограничения, преференции), с номенклатурой товаров, на которые они распространяются, с ее пересечением. Вместо этого планируется принять универсальный подзаконный акт".

В случае одобрения этого законопроекта, по словам Демидовой, в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ будет действовать единое правило "второй лишний", поскольку менее жесткое "третий лишний" не всегда работает. Также планируется унификация ценовой преференции независимо от вида процедуры.

В пояснительной записке к законопроекту, который пока так и не внесен в Госдуму, также оговаривалось, что правительство сможет устанавливать эти запреты и ограничения при условии, что соответствующий международный договор содержит положения, предусматривающие изъятие из нацрежима. Так, по договору ЕАЭС для поставщиков из стран союза действует нацрежим при осуществлении госзакупок. Изъятие из нацрежима в данном случае возможно только в отношении госзакупок, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае с закупками госкомпаний нацрежим должен предоставляться, в частности, поставщикам из стран ВТО. Здесь изъятие возможно в случае закупки правительственными учреждениями (в настоящее время большая часть субъектов 223-ФЗ - бюджетные и автономные учреждения) товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи.

МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО

Минпромторг, в ведении которого фактически находятся вопросы импортозамещения, в течение года продолжал развивать действующие механизмы. Были доработаны и приняты нормы, регламентирующие использование доверенных программно-аппаратных комплексов (ПАК) на объектах критической информационной инфраструктуры, а также определен предельный срок перевода объектов КИИ на доверенные ПАК - 1 января 2030 года.

Соответствующее постановление устанавливает не только этот срок, но и вводит норму о запрете использования на объектах КИИ программно-аппаратных комплексов, приобретенных субъектами КИИ после 1 сентября 2024 года и не являющихся при этом доверенными ПАК. То есть, с этого времени заказчики смогут приобретать для использования на значимых объектах КИИ только доверенные программно-аппаратные комплексы.

К этому же сроку министерства и ведомства, а также ЦБ, "Росатом" и "Роскосмос" должны утвердить отраслевые планы перехода на доверенные ПАК в соответствующих областях.

Также Минпромторг увеличил перечень промышленной продукции, на которую распространяется действие балльной системы оценки уровня локализации производства. Балльная система учитывает "вес" технологических операций в процессе создания оборудования с учетом страны происхождения, что позволяет при наборе определенного числа баллов признавать продукцию российской (или произведенной на территории стран ЕАЭС) и предоставлять ее поставщикам преференции при госзакупках и закупках госкомпаний.

Ранее для большей части видов продукции, для которых сейчас введены баллы, действовала адвалорная система оценки уровня локализации, учитывающая процентную долю стоимости использованных при производстве товара иностранных деталей, узлов и комплектующих. При этом Минпромторг неоднократно отмечал, что такая система неэффективна, и необходимо ее заменять балльной системой.

В 2022 году балльная система оценки подтверждения локализации была введена, в частности, для радиоэлектронной продукции и медоборудования. В 2023 году ее распространили на учебное оборудование и игрушки, на компрессорное и холодильное оборудования, а также на беспилотники (беспилотные авиационные системы, БАС). С 2024 года баллы начнут действовать для телекомоборудования. Уже подготовлены предложения по введению балльной системы в автопроме, а также для зерно- и кормоуборочных комбайнов, включая двигатели для них.

НОРМАЛЬНЫЕ ГЕРОИ ВСЕГДА ИДУТ В ОБХОД

В сегменте закупок госкомпаний значимых изменений не произошло. По крайней мере, в той его части, информация о которой размещается в публичном доступе и на сайте ЕИС. То есть, речь идет о закупках госкомпаний, которые не включены в санкционные списки зарубежных стран. За 2022 год компании научились работать с короткими планами (3-6 месяцев вместо годового или среднесрочного планирования), искать и находить новых поставщиков необходимой иностранной продукции вместо традиционных поставщиков, ушедших с российского рынка, выстраивать новые логистические цепочки поставок и даже маскировать свои закупки на зарубежных рынках. Такие схемы, как отмечают представители госкомпаний, требуют больших ресурсов (кадровых, временных, организационных), обходятся дороже, но работают.

"Мы наблюдаем, как изменились цепочки поставок - они стали длиннее и дороже по тем номенклатурам, по которым импортозамещение в принципе невозможно, - отметил Константинов. - По большому счету, здесь производители остались те же, но с уходом официальных дилеров изменились конечные продавцы".

По его словам, сейчас задача ЭТП - не только в объединении спроса и предложения, но и в предложении рынку различных дополнительных инструментов, в том числе инспекционного контроля по контрактам и CRM-системы, которая объединяет клиентов из разных стран.

"Еще в начале года мы видели, что поставок взамен ушедших товаров не было, а уже в начале следующего квартала на рынке стали появляться поставщики не только с достойными аналогами, но и оригиналами, - рассказал исполнительный директор казанского ООО ЭТП РФ (площадка для проведения закупок госкомпаний) Александр Геллер. - Сейчас, под конец года, мы видим отлаженный параллельный импорт и то, как российские поставщики готовы поставлять практически любую продукцию, производители которой заявили о своем уходе. Наши поставщики ищут возможности, чтобы заказчики могли без проблем закупить нужную им продукцию, а ЭТП, в свою очередь, располагает обширной базой таких поставщиков".

МАЛ, ДА УДАЛ

Не стали проблемой для госкомпаний и закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). За 9 месяцев госкомпании заключили с малым бизнесом договоры на 4 трлн руб., что немногим меньше половины от общего объема закупок госкомпаний (8,3 трлн руб.) и на 44% больше аналогичного показателя 2022 года.

По действующему закупочному законодательству, у госкомпаний на субъекты МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема необходимо осуществлять через спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году эти нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные госкомпании.

Еще лучше обстоят дела у крупнейших госкомпаний. По данным "Корпорации МСП" (мониторит закупки у малого бизнеса), за 9 месяцев около 10 тыс. госкомпаний федерального и регионального уровней заключили со 151 тыс. субъектов МСП договоры на 3,84 трлн руб. На их долю пришлось более 50% от общего объема закупок крупнейших госкомпаний.

ОГОРОДНИКИ С ПРИСТАВКОЙ "ГОС"

Для некоторых крупнейших госкомпаний 2023 год стал временем для испытания нового механизма работы с малым бизнесом - так называемых программ выращивания. Они вызывают у госкомпаний особый интерес, поскольку позволяют им легально заключать офсетные (со встречными инвестиционными обязательствами) договоры с поставщиками. Минфин ранее неоднократно отмечал, что положения 223-ФЗ не запрещают госкомпаниям проводить и заключать офсетные договоры. Достаточно прописать такую возможность в своем положении о закупках. Однако заказчики считают, что этого недостаточно.

"Дело пойдет, если офсет будет поддержан на уровне законодательства, - говорил представитель одной из крупнейших госкомпаний. - Если сделаем это (заключение офсетного договора - ИФ) сейчас, то у контролирующих органов возникнет вопрос об основаниях для заключения такого договора. А здесь два контролера - ФАС и прокуратура, которые не всегда считают, "что если не запрещено - то разрешено".

Пока же офсетные договоры введены в правовое поле (в сегменте закупок госкомпаний) в рамках программ выращивания поставщиков из числа компаний малого бизнеса. Однако правительство считает, что тематика офсетных договоров не должна ограничиваться сферой малого бизнеса. Поэтому в сентябре Минпромторг заявил, что намерен изучить проблематику заключения госкомпаниями офсетных договоров и после этого, при необходимости, заняться подготовкой соответствующей нормативной базы.

Сам механизм выращивания поставщиков был утвержден в конце 2022 года, когда вступили в силу новые положения закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", предусматривающие, что отобранным для участия в программах развития субъектам МСП госкомпании должны будут составлять индивидуальные карты развития с перечнем конкретных мероприятий, сроком их реализации и указанием ответственных. Причем участвовать в таких программах развития могут только те субъекты МСП, которые уже имеют опыт исполнения договоров по результатам закупок госкомпаний. Продолжением таких программ развития субъектов МСП или их составной частью могут быть офсетные договоры.

По данным "Корпорации МСП", к настоящему времени программы выращивания поставщиков из числа субъектов МСП уже запустили 16 крупнейших госкомпаний. В их числе РЖД, "Интер РАО" (MOEX: IRAO), АО "Мослифт", АО "Почта России", "Ростелеком" (MOEX: RTKM), РСХБ и другие. Еще около 20 госкомпаний также планируют запустить программы развития поставщиков.

На начало июля офсетные договоры в рамках программ выращивания заключили "Интер РАО", "Росгео", РЖД и "Автодор - Платные дороги". Общий объем этих договоров составил 3,1 млрд руб. При этом суммарный размер инвестиций субъектов МСП в развитие своих производств, предусмотренный офсетными договорами, превышает 960 млн руб.

ГДЕ ДЕНЬГИ?

Если у госкомпаний нет проблем с малым бизнесом, то у субъектов МСП с госкомпаниями - есть. Основная - несвоевременная оплата по исполненным договорам.

"Малый бизнес вынужден в своеобразной форме кредитовать крупный бизнес (речь идет о длительных сроках оплаты по исполненным договорам - ИФ) при исполнении договоров, - отмечал директор департамента развития предпринимательства ТПП РФ Дмитрий Дыбов. - К участникам предъявляется большое число требований при взаимодействии с госкомпаниями, порой необоснованных".

Также, по его словам, малым бизнесом поднимается вопрос о дорогостоящей внутренней сертификации тех или иных заказчиков, необходимой для участия в их закупках.

В настоящее время для госзаказчиков и госкомпаний, в общем случае, установлен срок оплаты по договорам и контрактам в 7 дней. Однако для тех же госкомпаний оставлена возможность вводить в своих положениях о закупках иные сроки оплаты. По словам участников рынка закупок, сейчас часто срок оплаты госкомпаниями по исполненным договорам составляет 30 или 60 дней. В некоторых случаях может достигать 120 дней.

Такая вольница со сроками оплаты может быть упразднена уже в следующем году. Сенаторы Андрей Кутепов и Владимир Кравченко внесли в Госдуму проект поправок к 223-ФЗ, которые могут лишить госкомпании права устанавливать собственные сроки оплаты. Законопроект предусматривает исключение из 223-ФЗ нормы, согласно которой госкомпании могут устанавливать в своих положениях о закупках "иной срок оплаты", отличный от "базового" срока, предусмотренного законом - 7 рабочих дней.

ОТКРЫТЬ, ЗАКРЫТЬ, ОТКРЫТЬ... ЗАКРЫТЬ?

В 2023 году образовался и, вероятно, подвис в воздухе вопрос организации проведения закупок подсанкционных госкомпаний.

Речь идет о постановлении правительства №301, согласно которому подсанкционные госкомпании не должны размещать на официальном сайте ЕИС информацию как о своих закупках, так и о своих поставщиках, с которыми заключены договоры по результатам таких закупок (с апреля 2023 года такая информация размещается в закрытом контуре ЕИС - ИФ). Эта норма распространяется также на банки, если контролирующие их лица находятся под санкциями.

При этом компании вправе проводить свои закупки либо в виде закрытых конкурентных процедур (в том числе в электронной форме), либо в виде неконкурентных процедур, при проведении которых информация не размещается в ЕИС.

В случае проведения закрытых конкурентных закупок в электронной форме они должны проходить "исключительно на электронной площадке для осуществления закрытых конкурентных закупок" (до августа 2023 года - только на АСТ ГОЗ, которая была создана специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа - ИФ).

Еще осенью 2022 года Минфин РФ провел доотбор специализированных электронных торговых площадок (ЭТП), на которых в том числе госкомпании могли бы проводить закрытые конкурентные закупки в электронной форме. Расширение перечня спецЭТП, по замыслу регулятора, должно повысить уровень конкурентности при осуществлении конкурентных закупок в электронной форме.

"Есть запрос со стороны госкомпаний на возврат к закупкам в электронной форме - к ней все привыкли, это удобно и эффективно, - говорила в 2022 году Демидова. - Для решения проблемы были приняты поправки, по которым подсанкционные госкомпании смогут проводить свои закупки в электронной форме с размещением соответствующей информации в ЕИС, но без публикации такой информации на ее официальном сайте".

В итоге правительство включило в перечень специализированных ЭТП еще две площадки - ЭТП ГПБ ("Закупки.Стратег", бренд специализированной секции ЭТП ГПБ) и казанское ООО "ЭТП РФ". К августу они подтвердили соответствие требованиям для спецЭТП и приступили к работе.

Тогда же Геллер говорил "Интерфаксу", что площадка планирует вернуть к проведению закупок в электронной форме порядка 30% заказчиков, находящихся под санкциями.

Ранее участники рынка закупок оценивали потенциал сегмента закрытых закупок приблизительно в 10 трлн руб.

По данным "СПАРК-Интерфакса", на середину августа под блокирующими санкциями (прямыми или по правилу 50%) находились 3,7 тыс. компаний и организаций, еще более 4 тыс. были в санкционных программах, не носящих блокирующий характер, отмечал Геллер.

Несмотря на начало работы новых спецЭТП, осенью был поднят вопрос о необходимости смягчения норм об ограничении распространения информации о закупках госкомпаний под санкциями. Минфин предложил госкомпаниям и субъектам РФ подготовить консолидированное предложение по данному вопросу.

"Важно, чтобы госкомпании и субъекты сформулировали общее мнение - это прямой путь к решению проблемы, - говорил Лавров. - Предвидим, что часть заказчиков скажет "да" (надо смягчать нормы - ИФ), а часть - "нет". Само предложение должно быть проработано на уровне поправок к законодательству, обосновано цифрами, учитывать возможные последствия".

При этом Лавров напомнил, что норма о закрытии информации о закупках подсанкционных госкомпаний была принята по предложению самих заказчиков.

Необходимость смягчения уровня "закрытости" закупок госкомпаний участники рынка объясняют рядом причин.

"Основной переход на АСТ ГОЗ осуществлялся в текущем году, - отмечала в октябре директор департамента методологии и организации закупок "Росатома" Инна Мельченко. - К главным проблемам на специализированной площадке относим низкий уровень конкуренции, высокую долю несостоявшихся процедур (до 65%) и, как следствие, рост доли контрактов с едпоставщиками по несостоявшимся процедурам, рост временных затрат на повторное проведение закупок".

Также Мельченко указывала, что быстро перейти на специализированные ЭТП ни у заказчиков, ни у их поставщиков не получается. Кроме того, такой переход стоит денег.

По мнению участников рынка, на спецплощадках целесообразно проводить только те закупки, которые связаны с выполнением гособоронзаказа, с гостайной и т.п. Закупки общего характера подсанкционные госкомпании должны проводить на универсальных ЭТП, отобранных правительством для проведения госзакупок.

"Необходимо закрепить право заказчиков (прежде всего подсанкционных компаний) проводить закупки в электронной форме в закрытом сегменте на ЭТП среди ограниченного круга участников, - предлагала директор по закупкам ПАО "Россети" (MOEX: FEES) Екатерина Григорьева. - Предоставить ЭТП право проведения проверки участников на соответствие тем или иным требованиям, определить перечень товаров, в отношении которых допустимо проведение закупок с ограниченным участием".

В ноябре Союз закупщиков России взялся консолидировать и направить в ФАС предложения по смягчению норм об ограничении распространения информации о закупках подсанкционных госкомпаний. Одна из идей - разрешить подсанкционным госкомпаниям в положениях о закупках устанавливать перечень случаев, когда компании могут раскрывать информацию. Другое предложение диаметрально противоположное - госкомпании должны сформировать и прописать в положениях о закупках перечни "закрытых" закупок (информация о них публично не раскрывается). Еще одно предложение предусматривает предоставление госкомпаниям права на проведение "подсанкционных закупок" не только на трех спецЭТП, но и на всех восьми ЭТП, отобранных правительством для проведения госзакупок. При этом информация о таких закупках не должна размещаться в публичном доступе. Предложения направлены регуляторам, решения по ним - впереди.

Теги