CEO КАМАЗа: нужен новый технологический цикл, а не переосмысление балльной системы локализации

01 июня 2023 12:06

Нижний Новгород. 1 июня. ИНТЕРФАКС - Российскому автопрому необходимо системно обновлять подходы к регулированию, обсуждаемые корректировки перераспределения баллов за локализацию автомобилей не выглядят последовательными, считает гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин.

СМИ накануне сообщили со ссылкой на двух источников, знакомых с деятельностью Минпромторга, что регулятор намерен пересмотреть подход к локализации в автопроме РФ, сместив приоритет в начислении локализационных баллов с кузовных операций по сварке, окраске и штамповке в пользу автокомпонентов.

"Я считаю, что это неправильно. Сейчас все надо начинать сначала: новый инвестиционный цикл, новый технологический цикл. А мы говорим, что мы будем в сторону других автокомпонентов перераспределять. Тогда никто не будет заниматься локализацией кузова, не будет использовать наш металл. То есть, базовые технологии все равно должны остаться", - сказал Когогин журналистам в кулуарах выставки ЦИПР-2023.

"Надо быть очень последовательным: очень много шума было вокруг электромобилей, ну и что? Есть несколько истин: без субсидий в первые 10 лет электромобиль не развивается. Это аксиома, которая доказана всем. У нас субсидии на электромобили в крайнем недостатке, суммы не растут. Тогда зачем этим заниматься?", - добавил он.

Балльная оценка локализации в автопроме РФ была введена в 2019 г. Она не только является индикатором "российскости" выпускаемых в стране машин, но и позволяет компаниям, подписавшим специнвестконтракт (СПИК), претендовать на участие в госзакупках и программах поддержки спроса. Пропорционально набранному количеству баллов автоконцерн получает и промышленные субсидии, которые в отрасли считают компенсацией утилизационного сбора.

В пресс-службе Минпромторга "Интерфаксу" подтверждали, что готовят пакет поправок в постановление N719 о балльных критериях локализации и обсуждают возможные изменения с отраслевым сообществом. При этом Минпромторг не планирует отказываться от уже действующих программ поддержки предприятий автопрома, направленных на развитие производства компонентов. В частности, от программы по субсидированию затрат на реинжиниринг, от автокомпонентной программы ФРП и кластерной инвестиционной платформы.

Изменения, как отмечают в Минпромторге, необходимы "в целях создания условий, стимулирующих оперативное освоение производства критически важных для отечественного автомобилестроения комплектующих".

Согласно действующим правилам, максимальное количество баллов, которое может набрать автопроизводитель из числа подписавших СПИК первой версии, составляет 7 тыс. Такие контракты подписаны практически всеми работающими в России заводами. В рамках текущей шкалы сварка кузова, его окраска, штамповка кузовных деталей из российского металла, включая его раскройку, стоят максимум 1,5 тыс. баллов. Для сравнения: обновленная Lada Vesta, которая в ближайшее время поступит в продажу, как сообщал "АвтоВАЗ", получает в совокупности 4,5 тыс. баллов.

Выплата 100% промсубсидий автозаводам с 2022 г. привязана к балльной оценке уровня локализации их продукции. В частности, для полной компенсации утильсбора производитель легковых машин в прошлом году должен был набрать 2 тыс. баллов, в 2023-2024 гг. - 2,567 тыс. баллов, в 2025-2026 гг. - 3,701 тыс., в 2027 г. - 4,835 тыс., а в 2028 г. - 5,4 тыс. баллов. Для сравнения: на конец 2021 г. Vesta набирала около 4 тыс. баллов, а самые локализованные иномарки - на тот момент Renault Logan и Duster - примерно по 2,2 тыс. баллов, Hyundai Solaris и Creta - около 2 тыс. баллов.

Для участия в программе госзакупок производителю легковых и легких коммерческих автомобилей в 2023 г. нужно набирать не менее 3,2 тыс. баллов в рамках постановления N719.

Теги