Газпром запустил внутреннее рейтингование поставщиков и подрядчиков по итогам исполнения договоров

01 марта 2023 09:36

Москва. 1 марта. ИНТЕРФАКС - "Газпром" запустил рейтингование контрагентов по итогам исполнения договоров, сообщила в интервью журналу "Газовая промышленность" Наталья Чекалина - начальник департамента 646, отвечающего за стратегическое управление закупочной деятельностью в группе "Газпром".

"Реализована процедура анкетирования компаний группы "Газпром" на предмет исполнения договоров. Такие данные аккумулируются в Автоматизированной системе электронных закупок ПАО "Газпром", анализируются и служат базой для формирования рейтинга контрагентов. Нами разработан специальный интегрированный показатель, позволяющий оценивать их потенциал. Указанный функционал уже сейчас охватывает более 24 тыс. контрагентов группы "Газпром". При этом реестр подрядных организаций постоянно обновляется. Внедрение и использование такого показателя позволяет оценивать возможность негативных последствий неисполнения договорных обязательств и предупреждать их, обеспечивать качество товаров, работ и услуг", - сказала она.

Руководитель департамента закупок также признала, что "последние политические и экономические изменения повлекли за собой необходимость корректировки подходов к организации закупочной деятельности". "Нашей основной задачей было предотвращение срыва поставок в условиях высокой волатильности рынка, создания искусственных препятствий исполнения заключенных договоров прежде всего в связи с санкционной политикой недружественных государств и мерами ограничительного характера. Стало очевидно, насколько важна командная работа для повышения оперативности и эффективности принимаемых решений. В кратчайшие сроки были внедрены новые механизмы, которые позволили оперативно проводить закупки и принимать коллегиальные решения", - поделилась она.

В числе перспективных задач своего направления Чекалина назвала "интеграцию закупочной и иных систем управления инвестиционной, производственной и хозяйственной деятельностью, автоматизацию и избавление от рутинных процессов, выстраивание закупочных процессов под направления бизнеса, обеспечение реализации инвестиционных проектов и ДТОиР, управление подрядными организациями".

"Подразделения по подготовке и проведению закупок из сервисных становятся стратегическими партнерами бизнеса, важнейшей частью всей цепочки производства конечного продукта. Поэтому эффективная коммуникация закупочных подразделений с другими подразделениями, выполняющими функции инициаторов закупок, - это один из существенных факторов успешной организации процесса. В этой связи представляется крайне важной реализация комплексного подхода управления закупками, в рамках которого должны будут учитываться как традиционные законодательно установленные принципы (например, равноправие и отсутствие дискриминации), так и заложенные в нашем положении о закупках принципы целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, реализации мер по сокращению издержек и налоговых рисков, обеспечения баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов", - сказала начальник департамента.

Рейтингование поставщиков - не новая идея в сфере закупок и прорабатывалась в 2019-2021 годах. Первоначально с предложением о создании и использовании в рамках регулируемых закупок (44-ФЗ и 223-ФЗ) Рейтинга деловой репутации (РДР) выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России. Этот рейтинг предполагается строить автоматически на основании информации об исполнении поставщиками контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Более того, ФАС предлагала в перспективе использовать РДР для допуска компаний к участию в крупных закупках или в закупках с высокой социальной значимостью и сжатыми сроками. По замыслу ФАС, рейтинг должен был стать инструментом для поощрения добросовестных поставщиков.

После долгого обсуждения этого предложения регуляторами и экспертами оно было включено в пакет оптимизационных поправок к 44-ФЗ. Предполагалось, что порядок формирования и использования РДР должно будет определять правительство. Однако в ходе рассмотрения оптимизационных поправок к 44-ФЗ в Госдуме предложение о введении РДР было заблокировано. Основная критика предложения о введении РДР была связана с тем, что его регулирование предлагалось осуществлять на уровне подзаконных актов, а не прямо в законе. Также вызывала вопросы неопределенность с использованием результатов РДР. Тем не менее, в настоящее время ряд крупных госзаказчиков (в том числе, госкомпаний) используют при работе с поставщиками различные механизмы/схемы рейтингования своих подрядчиков.

Теги