ИТОГИ ГОДА: Авторынок приглашает "друзей", потеряв 60% объема

03 января 2023 06:00

(повтор)

Москва. 3 января. ИНТЕРФАКС - Автопром России входил в 2022 год с общемировыми тревогами о дефиците полупроводников, но с началом геополитического кризиса вокруг Украины столкнулся с куда более глобальными потрясениями. К концу года отрасль потеряла 60% объема авторынка, попрощавшись со стратегическими партнерами из "недружественных" стран Европы, США и Азии. Им на смену приходит большой и "дружественный" восточный партнер, о котором из-за санкционных рисков говорят вслух осторожно и уклончиво.

Будущее отрасли во многом зависит от компаний из Китая, которые активно подбирают долю ушедших с рынка игроков, технологически помогая загружать освободившиеся и новые местные автозаводы. Регулятор, Минпромторг, констатирует - строить автопром "с нуля" собственными силами дорого и нецелесообразно - и обещает, что Россия продолжит "идти на глобальные партнерства с компаниями из "дружественных" стран".

Министерство ищет баланс в отраслевом регулировании, стараясь с одной стороны насытить опустевший рынок, а с другой - защитить его от агрессивной "дружественной" экспансии. При этом иллюзий быстрого восстановления регулятор не питает. Согласно разработанному им проекту стратегии развития автопрома, российский рынок, в лучшие годы мечтавший продавать 3 млн машин в год, в 2023 году сможет реализовать лишь 900 тысяч, а докризисных 1,6 млн штук не увидит раньше 2026 года.

Собеседник "Интерфакса" в одном из российских автоконцернов сетует, что предпринимаемые государством меры едва ли базируются на четком видении будущего отрасли. "Есть собственные усилия российских автопроизводителей по альтернативным решениям с поставкой компонентов, есть стихийный выход китайских брендов на рынок. Но нет настройки процессов, которые приведут к созданию технологического суверенитета", - полагает он.

В ПОЛНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в начале года не ожидал от российского авторынка заоблачных результатов, учитывая сохранявшееся давление дефицита чипов и логистические ограничения. Но всё же в АЕБ смотрели в будущее с оптимизмом и даже предполагали рост продаж легковых автомобилей и LCV в 2022 г. на 3,3%, до 1,722 млн машин.

С началом военной операции на территории Украины ситуация на рынке стала ещё более непрогнозируемой, чем во времена COVID-19, и комитет отказался комментировать ежемесячные рыночные тренды, что ранее делал долгие годы. Его председатель Алексей Калицев, сменивший на должности теперь уже экс-главу Porsche в России Томаса Штэрцеля, в ноябре пояснял: "Сейчас бессмысленно что-то говорить про тренд, поскольку это нереальный тренд. Спрос, предложение, динамика - все это не совсем соответствует тому, что должно быть. Все мы действуем в полной неопределенности".

Большинство иностранных автомобильных брендов из ЕС, США, Японии и других стран, признанных российским правительством "недружественными", в феврале-марте заявили о прекращении производства в России и поставок на местный рынок.

Из легкового сегмента, в частности, ушли французская Renault, британские JLR (бренды Jaguar и Land Rover) и Bentley, германские Volkswagen (VW, Skoda и Audi), Porsche, BMW и Mercedes-Benz, японские Toyota (Toyota и Lexus), Nissan, Mitsubishi, Mazda и Isuzu, американские General Motors (Chevrolet и Cadillac) и Ford, а также шведская Volvo, итальянская Lamborghini и другие компании. Грузовой авторынок России покинули бренды "большой семёрки", в частности Mercedes-Benz, Iveco, Volvo Trucks, Man и Scania.

Данные АЕБ свидетельствуют, что за 11 месяцев 2022 г. в стране было реализовано около 548,9 тыс. новых легковых автомобилей и LCV, что почти на 61% ниже аналогичного уровня прошлого года. Таким образом, с учетом ежемесячных темпов продаж последних месяцев в 45-46 тыс. машин, по итогам года рынок может составить около 600 тыс. автомобилей - почти втрое меньше "дофевральского" прогноза ассоциации.

Продажи легковых автомобилей и LCV в РФ за 11 мес. 2022 г. с динамикой (по данным АЕБ)

ПериодЗа месяцДинамика г/гДинамика м/мС начала годаДинамика г/г Январь91,662-3,7%-31,3%91,662-3,7% Февраль114,349-4,8%+24,8%114,349-4,3% Март55,129-62,9%-51,8%277,332-28,4% Апрель32,706-78,5%-40,7%293,846-43% Май24,268-83,5%-25,8%318,114-52% Июнь27,761-82%+14,4%370,228-57,5% Июль32,412-74,9%+16,8%368,85-60,5% Август41,698-62,4%+28,7%410,548-60,7% Сентябрь46,698-59,6%+12%506,661-59,8% Октябрь45,228-62,8%-3,2%502,474-60,8% Ноябрь46,403-61,6%+2,6%548,877-60,9%

- цифры за 3, 6 и 9 мес. включают данные поквартально отчитывающихся BMW и Mercedes-Benz

** - продажи группы GM здесь и далее учтены за 3 мес. из-за прекращения передачи данных

*** - продажи Chery здесь и далее учтены за 4 мес. из-за перехода на поквартальную отчетность

"Думаю, в 2023 году рынок легковых и легких коммерческих автомобилей может вырасти примерно на 20% - до 800 тысяч штук, включая 10% LCV. Ключевыми факторами будут рост производства машин российских брендов, запуск новых проектов и увеличение предложения китайских автомобилей", - прогнозирует аналитик российского автопрома Владимир Беспалов.

ИМПОРТ ПАРАЛЛЕЛИЗОВАЛО

Традиционно популярная на рынке статистика АЕБ, опирающаяся на агрегированные дистрибьюторами данные дилеров о продажах, в этом году стала чуть менее репрезентативной. Ряд брендов (BMW, Mercedes-Benz, Chery) сообщают о продажах лишь поквартально, другие (Chevrolet, Cadillac) c весны вовсе отказались от предоставления информации. Кроме того, статистика ассоциации в полной мере не учитывает сведения о машинах, ввезённых в Россию по механизму так называемого "параллельного импорта" - с приобретением за рубежом и ввозом без согласия правообладателя.

Попытки оценить его объемы предпринимает совместное предприятие АО "Электронный паспорт" и аналитического агентства "Автостат" - АО "Паспорт промышленный консалтинг" (ППК). Директор "Автостата" Сергей Целиков на конференции агентства в конце года отмечал, что понятие "параллельного импорта" размыто и трактуется неоднозначно, что затрудняет точную оценку его объемов. Например, "параллельным импортом" на рынке сейчас можно считать в том числе автомобили, которые ввозятся физическими лицами, а затем пополняют стоки дилеров.

"Те 9,5-10 тысяч, которые в ноябре были ввезены в РФ "физиками" - это, в основном, "параллельный импорт". Из более 16 тысяч автомобилей, которые за ноябрь ввезены "юриками", около 90% - официальный ввоз китайцами, а в остальных 10% присутствуют какие-то элементы "параллельного импорта". Отсутствие четких границ того, что именно можно считать "параллельным импортом", не дает возможности точно показывать его объем. Но получается, что уже более 10 тысяч новых автомобилей в месяц через этот механизм в страну заходит - через "физиков", "юриков", официально и неофициально. То есть, порядка 20% рынка в месяц уже покрываются "параллельным импортом", - говорил Целиков в декабре.

По подсчетам ППК, за 11 месяцев в России без учёта LCV было продано 569,5 тыс. новых легковых машин (-58,8%). Общий импорт за тот же период по новым автомобилям составил 161,7 тыс. шт., по машинам с пробегом - 221,3 тыс. шт. Импорт подержанных машин, две трети из которых японские, по данным "Автостата", взлетел с начала года более чем на 80%. В структуре импорта новых автомобилей две трети пришлись на "китайцев".

Помесячная динамика ввоза легковых автомобилей в РФ в 2022г, шт. (данные АО "ППК")

НОВЫЕЮрлицаФизлицаС ПРОБЕГОМЮрлицаФизлица Январь15185539Январь41810939 Февраль20909 (+37,7%)598 (+11%)Февраль382 (-8,6%)11804 (+7,9%) Март5898 (-71,8%)613 (+2,5%)Март578 (+51,3%)12780 (+8,3%) Апрель10335 (+75,2%)742 (+21%)Апрель341 (-41%)10248 (-19,8%) Май6978 (-32,5%)891 (+20,1%)Май360 (+5,6%)10841 (+5,8%) Июнь7027 (+0,7%)2121 (x 2,4 р.)Июнь509 (+41,4%)16621 (+53,3%) Июль6492 (-7,6%)4379 (x 2,1 р.)Июль457 (-10,2%)18273 (+9,9%) Август7429 (+14,4%)6794 (+55,2%)Август596 (+30,4%)24916 (+36,4%) Сентябрь7191 (-3,2%)8488 (+24,9%)Сентябрь560 (-6%)29844 (+19,8%) Октябрь13822 (+92,2%)9073 (+6,9%)Октябрь466 (-16,8%)32982 (+10,5%) Ноябрь16704 (+20,9%)9504 (+4,8%)Ноябрь478 (+2,6%)36871 (+11,8%)

Официальные данные Федеральной таможенной службы (ФТС) России с весны не публикуются. Глава ведомства Владимир Булавин говорил, что это временная мера, которая позволит избежать "некорректных оценок, спекуляций и разночтений". В конце года он сообщал о росте в 1,5 раза импортных поставок в РФ новых китайских автомобилей и спецтехники - до 106 тыс. шт. и 142 тыс. шт. соответственно.

ТЕМПЫ И ИЗДЕРЖКИ КИТАЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ

Ассоциация "Российские автодилеры" (РОАД) в конце года с беспокойством констатировала, что число автомобильных марок на российском рынке сократилось с 60 до 14. "Из них три бренда - отечественные Lada, ГАЗ и УАЗ. Остальные - китайские Chery, Geely, Haval, JAC, FAW, Dongfeng, Changan, Exeed, GAC, Foton, Omoda", - отмечал вице-президент РОАД Алексей Подщеколдин в письме дилерам китайских брендов.

Он обращал внимание, что отечественные бренды за 10 месяцев более чем вдвое превзошли "китайцев" по продажам в штуках, но "с точки зрения национального микса (количества национальных брендов) российский авторынок уже китайский на 78%".

"Учитывая домашние мощности китайского автопрома в более чем 20 млн автомобилей, есть основания предполагать, что при замедленном развитии отечественного автопрома российский авторынок уже в ближайшие годы станет и по объемам продаж китайским на 70%. Особенно в том случае, если все покинувшие наш рынок европейские, американские, азиатские бренды никогда официально не вернутся", - говорилось в письме РОАД.

Из данных АЕБ следует, что, за три квартала 2022 г. Chery, Haval, Geely, а также Changan, FAW, DFM и GAC в совокупности нарастили долю на российском рынке на 8,2 п.п., до 14,1%. В течение года их позиции планомерно укреплялись, и в ноябре на "китайцев" приходилось уже более 20% продаж: из 46,4 тыс. проданных в том месяце автомобилей (без учета Mercedes-Benz, BMW и Chery) 29,4 тыс. были российскими (-11,2% г/г) и 9,3 тыс. - китайскими (+6,5% без учета Chery). Таким образом, если по итогам 3 месяцев рынок в штуках был российско-китайским на треть, то за 11 месяцев - уже более чем наполовину, в ноябре - на 80% с лишним.

По мнению некоторых представителей крупного бизнеса РФ, "китаизация" местного авторынка будет сдерживаться рядом объективных факторов. Такое мнение, в частности, высказывал глава "Яндекс.Вертикалей" (куда входит классифайд "Авто.ру") Павел Алёшин.

"Даже если представить, что где-то в Китае стоят заводы, которые могут выпускать много машин - мы оперируем сотнями тысяч - их надо не просто произвести, их надо еще привезти в Россию. Самолетом их точно не повезешь, а железная дорога, мягко говоря, забита. Дальше нужно построить дилерскую сеть, которая будет эти машины принимать, развозить по стране, продавать и так далее. И тем более, построить внутри завод - задача на годы, однако все равно какие-то запчасти надо будет везти оттуда, это не будет полностью локализованное производство. По факту мы имеем то, что быстро этого сделать не получится", - говорил он.

Продажи российских* и китайских** легковых автомобилей и LCV в РФ в 2022 г., тыс. шт.

Данные АЕБ3 месяца6 месяцев9 месяцев11 месяцев 1. ПРОДАЖИ, ВСЕГО277,332 (-28,4%)370,228 (-57,5%)506,661 (-59,8%)548,877 (-60,9%) 2. ПРОДАЖИ, РФ+КНР:91,984 (-22,1%)139,527 (-50,8%)237,761 (-41,4%)281,339 (-39,7%) - Продажи, РФ67,264 (-32,3%)100,263 (-57,7%)165,686 (-49,8%)221,321 (-44,7%) - Продажи, КНР24,72 (+32,5%)39,264 (-15,1%)72,075 (-4,8%)60,018 (-9,9%) 3. ДОЛЯ, РФ+КНР33,3% (+2,9 п.п.)37,7% (+4,7 п.п.)46,8% (+14,7 п.п.)51,3% (+17,9 п.п.) а) Доля, бренды РФ:24,3% (-1,3 п.п.)27,1% (-0,5 п.п.)32,7% (+6,5 п.п.)40,3% (+11,7 п.п.) - "АвтоВАЗ" (Lada)19% (-2,7 п.п.)20,2% (-3,1 п.п.)24,4% (+3,1 п.п.)30% (+7,1 п.п.) - УАЗ1,9% (+0,5 п.п.)2,6% (+1,1 п.п.)3,3% (+1,5 п.п.)4,2% (+2,1 п.п.) - ГАЗ3,4% (+0,9 п.п.)4,3% (+1,5 п.п.)5% (+1,9 п.п.)6,1% (+2,5 п.п.) б) Доля, бренды КНР:9% (+4,2 п.п.)10,6% (+5,2 п.п.)14,1% (+8,2 п.п.)11% (+6,2 п.п.) - Chery, Exeed3,1% (+1,3 п.п.)4,2% (+2,3 п.п.)5,9% (+3,8 п.п.)н/д - Great Wall, Haval3% (+1,3 п.п.)3,2% (+1,3 п.п.)4,1% (+2,1 п.п.)5,5% (+3 п.п.) - Geely2% (+1,1 п.п.)2,1% (+1 п.п.)2,8% (+1,5 п.п.)3,8% (+2.2 п.п.) - Остальные0,9% (+0,5 п.п.)1,1% (+0,6 п.п.)1,3% (+0,8 п.п.)1,7% (+1 п.п.)

- данные по маркам Lada, УАЗ и ГАЗ

** - данные по маркам Chery, Haval, Geely, а также Changan, FAW, DFM и GAC

*** - анализ и подсчеты данных осуществлены "Интерфаксом"

**** - без учёта данных BMW, Mercedes-Benz и Chery (сообщают поквартально)

Несмотря на рост доли "китайцев", их совокупные продажи в России за 9 месяцев сократились почти на 5%, до 72 тыс. шт. При этом число дилерских центров, открытых в течение года под ожидаемый рост продаж, за 10 месяцев увеличилось с 697 до 830. По подсчетам РОАД, один китайский автоцентр в России за месяц в среднем продавал лишь 10-15 машин, чего недостаточно для доходности и формирования потоков на сервис. Низкие продажи, в том числе, объяснялись ценовой политикой брендов из КНР.

"В течение года китайские производители в одностороннем порядке повысили рекомендуемые розничные цены и цены закупки практически в 1,5 раза. Да, в апреле было резкое снижение курса российского рубля до почти 120 рублей за доллар США. Но полгода курс держался на уровне 60 рублей - ниже, чем в начале года. А цены на китайские автомобили, поднявшись в 1,5 раза в апреле, остались на прежнем уровне. До известных событий в этом году розничные цены на китайские автомобили были примерно равны "домашним" розничным ценам. Российский рынок мог бы принять сотни тысяч новых китайских авто, но по тем, "довоенным" ценам", - отмечал вице-президент РОАД Подщеколдин.

Цены по итогам года значительно выросли не только на иностранные, но и на российские автомобили. Только по официальным данным Росстата, к концу декабря машины местных марок прибавили в стоимости с начала года в среднем около 30%, локально собранные и импортированные иномарки - порядка 40%.

Владимир Путин по итогам совещания с членами правительства в середине ноября поручил обеспечить контроль за формированием цен на легковые машины "в целях недопущения их необоснованного повышения". Для этого правительство к весне должно разработать некий показатель, "характеризующий увеличение такой доступности в 2023 году по сравнению с 2022 годом и рассчитываемый ежеквартально".

Динамика изменения потребительских цен на легковые автомобили в РФ в 2022 г.

Автомобилина 10.01на 18.02на 4.03на 1.04на 21.12 Российские+2,3%+2,27%+11,94%+20,87%+29,65% Иномарки+1,15%+3,01%+12,19%+30,37+39,12%

- по данным публикаций Росстата об индексе потребительских цен

По мнению аналитика Владимира Беспалова, завышенные цены на автомобили могут скорректироваться не ранее чем через год.

"Пока предложение остаётся ограниченным, веских причин ожидать существенного снижения цен нет. Недавнее ослабление рубля также будет сдерживать их снижение. Некая нормализация, при условии расширения предложения и локализации, на мой взгляд, может произойти в 2024 году. Доступность автомобилей также можно повысить за счёт субсидий. Но я был бы осторожен в вопросе субсидирования спроса. Поддержку сейчас лучше направить на решение долгосрочных вопросов - создание технологий, компонентной базы", - отмечает эксперт.

АКТИВЫ НЕ ТЕРПЯТ ПАССИВНОСТИ

Иностранные автоконцерны с локальным производством в России заявили о прекращении выпуска автомобилей в стране ещё весной, но будущее активов некоторых из них до сих пор остается неясным. Определение их дальнейшей судьбы курирует Минпромторг, с которым все основные игроки автопрома к 2019 г. заключили специнвестконтракты (СПИК).

Ключевыми итогами переговоров регулятора, о которых Минпромторг объявлял официально, стали сделки по передаче в госсобственность России активов альянса Renault-Nissan, включая автозаводы в Москве и Санкт-Петербурге мощностью 180 тыс. и 100 тыс. автомобилей в год соответственно.

Завод ЗАО "Рено Россия" (бывший "Автофрамос") после передачи столичным властям был оперативно переименован в АО "Московский автозавод "Москвич" и при посредничестве "КАМАЗа" как технологического партнера частично загружен крупноузловой сборкой моделей "Москвич 3" с бензиновым ДВС и электрокаров "Москвич 3е". Согласно данным ОТТС, автомобили собираются на основе технологий китайского концерна JAC. Планируется, что в 2023 г. на "Москвиче" будет собрано не менее 50 тыс. машин, в том числе 10 тыс. электрокаров.

Завод Nissan вместе с сопутствующими производственными и исследовательскими мощностями в Санкт-Петербурге, а также центром продаж и маркетинга в Москве был передан государству в лице ФГУП "НАМИ". Оно же стало держателем контрольного пакета (67,7%) в "АвтоВАЗе", переданного уходившей из России Renault, и получило разрешение привлекать иностранных партнеров для загрузки оставленного Nissan петербургского завода.

Загружать площадку Nissan, как стало известно в конце года, планируется моделями Lada. Но, как отмечал глава "АвтоВАЗа" Максим Соколов, производиться там будут не уже выпускаемые в Тольятти модели Lada, а другие машины, но под отечественным брендом. "Хотя мы ведём переговоры со многими автомобильными производителями в южно-азиатском регионе, наибольшего прогресса мы достигли именно с китайским производителем", - говорил он, допуская, что партнером может стать не одна компания.

По итогам договоренностей Минпромторга с Nissan "АвтоВАЗ" также получил право заниматься сервисным обслуживанием автомобилей японской марки в России. Кроме того, позже компании было разрешено приобрести активы кэптивного банка альянса Renault-Nissan (РН Банк). "Фактически мы идем по пути "собирания" активов альянса Renault-Nissan, расположенных на территории РФ", - говорил журналистам Соколов.

Помимо сделок, связанных с альянсом, регулятор в течение года достиг официальных договоренностей с Mercedes-Benz. Активы германской компании, включая подмосковный автозавод "Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус" (МБМР) мощностью 25 тыс. машин в год, осенью были переданы дилерской группе "Автодом". Представители дилера сообщали, что производство новых премиальных автомобилей на площадке МБМР возможно не ранее второй половины 2023 года. В Минпромторге отмечали, что планируют помочь дилеру в привлечении партнера на освободившуюся площадку.

Официальных комментариев регулятора о судьбе российских активов Volkswagen, Stellantis, Toyota и Hyundai (включая приобретенную корейцами площадку GM), простаивающие мощности которых позволяют выпускать около 750 тыс. автомобилей в год, до сих пор не последовало ни от самих концернов, ни от министерства.

Когда Toyota осенью заявила о закрытии петербургского автозавода, регулятор лишь отмечал, что совместно со Смольным ищет возможные варианты его загрузки. Через два месяца после заявления концерна о закрытии завода на предприятии началась внеплановая проверка прокуратуры, Ростехнадзора, налоговой и трудовой инспекций при участии Росгвардии и ОМОНа. В проверке участвовали и представители ФГУП "НАМИ". Мантуров, комментируя ситуацию, говорил, что "завод проходит процедуру консервации", а НАМИ не рассматривает возможность его покупки.

Завесой тайны отчасти покрыто и будущее калининградского "Автотора", который лишился производственных партнеров в лице BMW и Hyundai-Kia, перестроив мощности под выпуск различных категорий автомобильной техники и электромобилей. К концу года компания сообщила о начале тестовой сборки машин трех китайских брендов, не уточняя подробностей. "Ведомости" называли одним из потенциальных партнеров "Автотора" BAIC из КНР.

Параллельно в течение года в России было запущено новое автопроизводство. Липецкий "Моторинвест" мощностью до 100 тыс. машин в год в конце сентября начал сборку электромобилей Evolute на базе китайского Sokon. Первым локально выпускаемым на предприятии автомобилем стал седан i-Pro, вторым - кроссовер i-Joy. В дальнейших планах компании - выпуск минивэна i-Van, кросс-купе i-Jet и ещё одной пока не названной модели кроссовера. Мантуров сообщал, что инвестиции производителя в рамках подписанного весной СПИК 2.0 превысят 13 млрд руб. в течение 11 лет.

Часть иностранных автоконцернов, договоренности с которыми Минпромторг никак не комментировал, передали свои активы российским партнерам, самостоятельно сообщив об этом в отчетах и пресс-релизах. Например, входящая в Volkswagen группа Traton передала российские "дочки" производителей грузовиков Scania и Man российским партнерам марки. А ключевые иностранные партнеры "Соллерса" по СП в лице Ford и Mazda - в пользу российского концерна, который в 2022 г. сменил главного акционера.

Производство автомобилей в РФ за 10 мес. 2022 г. с динамикой* (по данным Росстата)

ЛЕГКОВЫЕЗа месяцС начала годаГРУЗОВЫЕЗа месяцС начала года Январь95,1 (-24,5%)95,1 (-24,5%)Январь8,6 (-58,1%)8,6 (-58,1%) Февраль108 (+13,6%)203 (-7,2%)Февраль17,5 (x 2 р.)26,1 (+26,9%) Март40,9 (-62,1%)244 (-33,2%)Март14,1 (-19,4%)40,3 (+5,3%) Апрель19,9 (-51,1%)264 (-47,4%)Апрель12,3 (-12,8%)52,5 (-5,9%) Май3,7 (-81,4%)268 (-56,4%)Май7,6 (-38,2%)60,1 (-12%) Июнь13,4 (x 3,6 р.)281 (-61,8%)Июнь10,3 (+35,5%)70,4 (-17,7%) Июль19,4 (+44,8%)300 (-64,2%)Июль9,7 (-5,8%)80,5 (-20,1%) Август24,7 (+27,3%)325 (-64,5%)Август11,1 (+14,4%)91,7 (-18,3%) Сентябрь23,8 (-3,6%)349 (-65,9%)Сентябрь11,7 (+5,4%)103 (-20,4%) Октябрь37,3 (+56,7%)386 (-65,7%)Октябрь11 (-6%)114 (-22,8%)

* - за отдельные месяцы приводится помесячная динамика, рассчитанная "Интерфаксом" на основании данных Росстата; за периоды с начала года - динамика год к году.

"СОЛЛЕРС": СМЕНА ВЛАДЕЛЬЦА И ПЕРЕЗАГРУЗКА СП

Выходец из "Северстали" Вадим Швецов, владевший контрольным пакетом акций "Соллерса" с 2007 г., в конце июня передал свои 76,7% долей в пользу ООО "Альтер Инвест", принадлежащего топ-менеджерам группы: ее гендиректору Николаю Соболеву (35,5%); главе "УАЗа", бывшего СП "Соллерс Форд" и предприятия "Соллерс Алабуга" Адилю Ширинову (39%); заместителю гендиректора Зое Каике (20%) и замдиректора по правовым вопросам Виктору Хвесене (5%).

О сделке было объявлено менее чем через месяц после того, как входящий в группу "Ульяновский автомобильный завод" (УАЗ) оказался под санкциями Евросоюза, формально - из-за поставок моделей "Патриот" российской армии. "Коммерсантъ", ссылаясь на источник, писал, что сделка была закрыта 24 июня и была денежной, с учетом рыночной оценки активов. Капитализация ПАО на "Мосбирже" на день закрытия сделки составляла 5,8 млрд руб., и, таким образом, пакет Швецова мог стоить около 4,5 млрд руб.

"Просто так совпало, что сделка состоялась практически сразу после попадания в европейский шестой пакет (санкций - ИФ). Но начали мы ее обсуждать с Вадимом Аркадьевичем ещё за какое-то время до. Не в прошлом году, в этом году. Но это с санкциями никак не связано", - говорила Каика журналистам в кулуарах ВЭФ-2022, признавая, что модель партнёрства "Соллерса" с иностранными автоконцернами, в которую в руководстве компании "долгие годы верили и которую пытались реализовать, действительно, в текущих реалиях невозможна".

Источники "Коммерсанта" также предполагали, что решение Швецова продать автобизнес было вызвано не столько санкционными рисками, сколько его общей усталостью от постоянной неопределенности в отрасли. Символично, что подконтрольная бизнесмену компания "Соллерс Груп" (от лат. "sollers" - сообразительный, изобретательный), через которую он владел автомобильной группой и продолжает владеть цифровыми и логистическими бизнесами, была переименована в "Серенити инвест" (от англ. "serenity" - спокойствие, безмятежность).

Основным производственным активом "Соллерса" остается "УАЗ", о завершении реорганизации которого группа заявила в конце 2021 года. Аналитики связывали это с возможной подготовкой к партнерству с другим автопроизводителем. И в начале февраля в "Соллерсе", действительно, объявили, что переговоры о партнерстве ведутся - с китайским Chery. Но из-за введения санкций партнерство, как позже признали в группе, стало невозможным.

В течение года она сфокусировалась на загрузке производственных мощностей бывших СП с американским Ford (ООО "Соллерс Форд", Елабуга) и японской Mazda (ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", МСМР, Владивосток). В конце ноября на мощностях в Татарстане, работающих теперь в рамках ООО "Соллерс Алабуга", стартовал выпуск двух новых LCV под брендом "Соллерс" - "Атлант" (полукапотные, массой 2,5-4,2 т) и "Арго" (бескапотные, массой 2,5-3,5 т).

"Автомобили "Соллерс" заместят ушедший с российского рынка Ford Transit. Продажи первых LCV стартуют уже в декабре этого года, а производство по технологии полного цикла будет запущено в 2023 году. Программа локализации новой линейки коммерческих автомобилей будет включать в себя производство дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных компонентов, элементов шасси и изделий из пластика", - цитировала пресс-служба Минпромторга главу ведомства, вице-премьера Дениса Мантурова.

Каика, со своей стороны, отмечала, что новый модельный ряд, как ожидается, даст "Соллерсу" "очень существенный вклад в финансовые показатели". По ее словам, в течение 2-3 лет компания планирует выйти на продажи 30 тыс. LCV собственной марки, к 2028 г. - до 50 тыс.

Дальневосточное СП "Соллерса" с Mazda пока продолжает простаивать, но, по заявлениям компании, близко к перезапуску. Планы его загрузки, впрочем, пока не озвучены. На заводе МСМР во Владивостоке производились кроссоверы Mazda CX-9 и Mazda CX-5, седан Mazda 6 - за 2021 г. было выпущено в общей сложности около 29 тыс. машин. К декабрю ООО "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус", как следует из данных ЕГРЮЛ, было переименовано в ООО "Автомобильные индустриальные технологии" (АИТ) и стало на 100% принадлежать "Соллерсу".

Ещё одним производственным партнером группы в России была японская Isuzu, чей местный завод работал с 2012 г. и в 2021 г. выпустил 3,7 тыс. машин. Российско-японское СП одним из первых в отрасли в 2018 г. заключило СПИК, обязавшись, в частности, вывести на рынок совместный продукт УАЗ City. Впрочем, этого так и не произошло. Глава Isuzu в России Фабрис Горлье ещё год назад говорил, что после пересмотра правил компенсации утильсбора в отрасли в пользу высоколокализованных игроков СПИК для компании стал бессмысленным. В октябре 2022 г. межведомственная комиссия разрешила СП расторгнуть контракт.

Продажи в РФ марок с производством на мощностях "Соллерса" за 11 мес. 2022 г., тыс. шт.

БрендПродажиДинамикаДоляДинамика УАЗ23,153-20%4,2%+2,1 п.п. Ford Transit5,925-66,6%1,1%-0,2 п.п. Mazda8,818-66,1%1,6%-0,3 п.п. Isuzu0,554-19,8%0,1%+0,1 п.п. ВСЕГО38,45-47,6%7%+1,8 п.п.

- данные АЕБ и подсчеты "Интерфакса"

"ГАЗ" НЕ ОТСРОЧИЛ НЕИЗБЕЖНОЕ

Американские санкции в 2022 г. настигли основного конкурента "Соллерса" по госзаказу на поставку машин "скорой помощи" - группу "ГАЗ" Олега Дерипаски. С момента подпадания компании и ее владельца под санкции в 2018 г. Минфин США регулярно отсрочивал вступление ограничений в силу, продлевая дедлайн через публикацию соответствующих лицензий. Однако 25 мая очередной публикации не произошло.

В списке вопросов и ответов, обнародованных OFAC (подразделение американского Минфина, занимающееся вопросами применения санкций) вместе с последней опубликованной лицензией неоднократно подчеркивалось, что по ее истечении резиденты США смогут совершать транзакции с "ГАЗом" и его "дочками" только по спецразрешениям. В отличие от предыдущих лицензий последняя запрещала использование заблокированных по состоянию на май 2018 г. средств, которые "ГАЗ" мог направлять на финансирование перечня разрешенных операций.

Группа неоднократно заявляла, что санкции плохо влияют на ее финансовое положение. Дерипаска в апреле докризисного 2019 г. побывал на заводе "ГАЗа" в Нижнем Новгороде в сопровождении иностранных журналистов. Тогда бизнесмен заявлял агентству Bloomberg, что вступление американских санкций в силу "приведет к банкротству и национализации (компании - ИФ)". А это - риск потери работы для сотрудников "ГАЗа", говорил он, уточняя, что в группе заняты более 40 тыс. человек.

По данным источников "Интерфакса", Дерипаска рассчитывал решить проблему с санкциями за счёт привлечения в капитал иностранного инвестора - в частности, обсуждался вариант с Volkswagen. Однако потенциальную сделку не удалось согласовать с российскими властями, а после 24 февраля такого рода переговоры стали невозможными.

Более того, Volkswagen, прекративший поставки автомобилей в Россию с началом украинского конфликта, весной приостановил контрактную сборку VW Taos и моделей Skoda (Octavia, Karoq и Kodiaq) на мощностях "ГАЗа" в Нижнем Новгороде, а в июле объявил о закрытии нижегородского офиса с увольнением около 60 сотрудников.

Перспективы сотрудничества с российским автопроизводителем обозначала "дочка" китайского автоконцерна Foton, кабинами которого комплектуются выпускаемые "ГАЗом" среднетоннажные грузовики "Валдай Next". Правда, отчетность, в которой китайская компания заявляла о намерении найти локального партнера в России, датировалась началом февраля.

"КАМАЗ": РОСТ ШТАТА И ЛЕГКОВЫЕ ПЛАНЫ

Оказавшись под санкциями ЕС, США, Великобритании и ряда других стран, "КАМАЗ" был вынужден сдвинуть планы по выводу на рынок грузовиков поколения К5 и заниматься ускоренным импортозамещением компонентов для обновления модельного ряда.

Вопросы о перспективах автопроизводителя возникали, в частности, из-за отказа его многочисленных иностранных партнеров от операций в России. В частности, германской Daimler, до сих пор владеющей 15% компании и долей в паритетном СП "ДК Рус".

"Daimler отказался от участия в управлении компанией и присутствует в акционерном капитале в положении "спящего акционера". Это нас никак не тяготит, особых проблем никаких нет", - говорил журналистам гендиректор "КАМАЗа" Сергей Когогин в конце года.

Он отмечал, что вопросы, связанные с функционированием совместных предприятий группы с иностранцами, "решены на 99%". "Я уже говорил и могу утверждать: всё работает", - подчеркивал Когогин.

Некоторые СП компания в течение года консолидировала на 100%. Например, предприятия с германскими ZF по выпуску коробок передач (ООО "ЦФ Кама") и Knorr-Bremse Systeme (СП "Кнорр-Бремзе Кама", переименовано в ООО "КАМАЗ Тормозные Системы") по производству тормозных систем. СП с американским производителем двигателей Cummins (ООО "Камминз Кама"), согласно ЕГРЮЛ, в течение года сменило название на АО "Кама Дизель"; с китайской моторостроительной Weichai - с ООО "КАМАЗ Вейчай" на ООО "Волжские индустриальные двигатели". Подробностей об изменениях в акционерном капитале последних в "КАМАЗе" не сообщали.

Когогин в конце года заявил, что в результате консолидации периферийных предприятий штат "КАМАЗа" значительно вырос. "На начало года у нас среднесписочная численность была 55 тыс. человек, а на конец - 59 тыс. Мы присоединили СП - там сотрудников достаточно много перешло. Кроме того, появился ещё ряд активов. Я всегда был сторонником сжатия компании. Но сейчас такая ситуация, что так дешево больше ничего никогда не купишь", - говорил он.

По словам Когогина, в 2022 г. "КАМАЗ" сохранит производство практически на уровне прошлого года, выпустив 43,828 тыс. автомобилей против 44,148 тыс. шт. в 2021 г. Кроме того, компания ожидает рекордной прибыли, которая превысит 5 млрд руб.

В уходящем году "КАМАЗ" также обозначил планы своего масштабного присутствия в сегменте легкового транспорта, где компания активно не работала со времен продажи "Оки" "Соллерсу" в середине нулевых годов. После того как "КАМАЗ" на правах партнёра помог запустить производство "Москвичей", Когогин заявил журналистам, что "есть намерение сформировать легковой дивизион". "Вряд ли это будет консолидация (с основным бизнесом ПАО - ИФ). Мы формируем новый вид бизнеса", - говорил он.

Концепция нового бизнеса, включая состав его собственников и стратегию развития, по планам компании, должна быть определена к лету 2023 г. "То, что легковой дивизион будет юридически самостоятельным лицом с участием "КАМАЗа" - это точно. Нам нужен бизнес, который сегодня способен сам себя финансировать и развиваться", - говорил топ-менеджер.

На вопрос о том, в чем сегодня заключается интерес "КАМАЗа" в легковом сегменте, Когогин отвечал: "В первую очередь, это социальная функция - мы свои знания применяем в той области, где можем работать. Во-вторых, я понимаю, что там в общем-то могут быть неплохие доходы, которые позволят этой компании окупить инвестиции и в будущем заработать".

Детальных планов создания легкового бизнеса в "КАМАЗе" не уточняют. Вместе с тем, Когогин упоминает в этом контексте две реализуемых компанией инициативы - технологическое партнерство с "Москвичом" и проект электромобиля "Атом", реализуемого АО "Кама".

О переговорах с целью участия в создании электромобиля "Атом" в конце ноября заявляла госкорпорация "Росатом". Ее глава Алексей Лихачев говорил: "Мы вступили уже (в проект - ИФ). Переговоры идут. Как минимум, за нами источники энергии - мы приобрели соответствующую технологию, пока проводим крупноузловую сборку". Когогин позже уточнял, что помимо поставок батарей для "Атома" с госкорпорацией обсуждается развитие компонентной базы и в части других узлов и агрегатов - инверторов, двигателей, приводных систем.

"Я могу сказать, что помимо 360 млн руб., ранее вложенных "КАМАЗом" в проект "Атом", я еще дополнительно вложил свои 30 млн руб. Я верю в будущее этого проекта", - заявлял Когогин.

Текущее финансовое положение "КАМАЗа", несмотря на оптимистичные ожидания рекордной 300-миллиардной выручки в 2023 г., оценить невозможно. Оказавшись под санкциями, компания впервые за 10 лет не опубликовала консолидированный финансовый отчет за первое полугодие и с разрешения правительства намерена не публиковать его и за весь год тоже.

"Поскольку мы под санкциями, любые наши публичные заявления о том, что мы нормально живем, заканчиваются появлением дополнительных расследований и дополнительных санкций. Правда, я уже не знаю, что придумать - и так все перекрыто", - говорил журналистам Когогин.

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Из-за кратного падения автомобильного производства в России и сжатия импорта автотехники значительно сократились и бюджетные поступления от утилизационного сбора. "Коммерсантъ" сообщал, что к концу сентября доходы федерального бюджета от поступлений сбора по всем видам техники составляли лишь 158,6 млрд руб. - около 30% от запланированных годом ранее поступлений в 531 млрд руб. (в том числе, 140,4 млрд руб. - от импорта).

Утильсбор был введен в России с 2012 г. и фактически служит для защиты местного рынка. Концернам, которые выпускали в стране автомобили, его уплата компенсировалась через блок промышленных субсидий. Разница между уплаченным сбором и объемом компенсаций служила источником финансирования программ господдержки отрасли.

Актуальный трёхлетний бюджет России на 2023-2025 гг. предполагает, что объемы компенсаций сбора местным концернам в абсолютных цифрах закономерно упадут, но, как и в прошлые годы, останутся примерно равны ожидаемым поступлениям. Учитывая, что с 2019 г. сбор в большем объёме компенсируется высоко локализованным игрокам, логично предположить, что требования по локализации в российском автопроме в ближайшем будущем могут быть смягчены. Например, для таких новых проектов, как "Москвич" или "Соллерс Алабуга", которые на начальном этапе ведут лишь крупноузловую сборку.

О новом подходе к распределению субсидий в отрасли Минпромторг пока не заявлял, но уже обозначил вектор на смягчение локализационных требований. Так, в конце года министерство разработало проект постановления правительства, предложив не повышать уровень баллов, которому должны соответствовать произведенные в России "скорые помощи" для доступа к госзакупкам. Это произошло на фоне ухода из России концерна Ford, локально произведенные LCV которого поставлялись медикам по госзаказу и пока только начинают замещаться моделями "Соллерс" крупноузловой сборки.

Источники "Коммерсанта" подтверждали, что в Минпромторге задумывались об ослаблении действующих правил локализации для новых проектов. "Если поддержка будет в отношении новых технологий - электрических машин, это не вызовет критического дисбаланса в отрасли. Но освобождение от обязательств классических автомобилей разрушит всю систему регулирования в отрасли", - отмечал один из собеседников газеты.

Прогнозы поступлений от утильсбора на автомобили и спецтехнику в бюджетах РФ на предыдущую (2022-2024 гг.) и следующую (2023-2025 гг.) трёхлетки, млрд руб.

Вид транспорта2023 год2024 год Автомобили, выпущенные в РФ205,318 (381,145)214,696 (390,724) Автомобили, ввезенные в РФ70,889 (99,173)74,01 (100,225) Спецтехника, ввезенная в РФ50,561 (46,505)52,785 (44,521) Спецтехника, выпущенная в РФ26,482 (27,006)28,18 (28,783) ИТОГО353,25 (553,83)369,671 (564,255)

- в скобках указаны планируемые ранее прогнозные суммы, без скобок - актуализированные

Программы господдержки спроса в автопроме на фоне резкого падения предложения перезапустились лишь в середине 2022 г. Тогда "АвтоВАЗ", основной бенефициар программ льготного автокредитования (субсидирование 20%-х скидок на машины до 2 млн руб.), стал перезапускать после простоя производство Lada в "импортозамещённых" версиях.

На льготные кредиты, лизинг и стимулирование продаж газомоторной техники в 2022 г. было направлено в общей сложности 18,4 млрд руб. В обновленном бюджете на них 2023 г. заложено лишь 10,3 млрд руб., хотя при планировании предыдущей трёхлетки этот показатель был на уровне 21,7 млрд руб. В частности, в 2023 г. на льготное автокредитование планируется направить только 5,1 млрд руб. против планируемых в предыдущем бюджете 13,3 млрд руб., на лизинг - 2,5 млрд против 5,1 млрд руб. соответственно, на субсидирование газомоторной техники - 2,7 млрд руб. против 3,3 млрд руб.

По состоянию на начало ноября с использованием механизма льготных автокредитов в России реализовано 34,131 тыс. автомобилей - около 7% от всего легкового рынка за этот период. Всего в 2022 г. с помощью программы планируется продать 50 тыс. машин. Глава "АвтоВАЗа" Соколов отмечал необходимость увеличения господдержки. Он, в частности, говорил, что компания в 2023 г. была бы готова реализовать 500 тыс. машин Lada, если бы господдержка только по линии льготных кредитов была на уровне 20 млрд руб.

Минпромторг пока лишь подтвердил, что программы льготного автокредитования продолжат работу в 2023 г. При этом в течение 2022 г. они были расширены как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В перечень категорий россиян, которым они доступны, добавились военные и служившие пенсионеры. В список моделей, которые можно взять в кредит со скидкой, - автомобили Evolute и китайские кроссоверы Haval Jolion.

Если в легковом сегменте Минпромторг этими мерами фактически позволял рынку насыщаться за счет, в том числе, китайских технологий, то в сегменте спецтехники, напротив, оперативно ужесточил регулирование для защиты от стремительной экспансии. По инициативе министерства правительство утвердило индексацию утильсбора с 2023 г. по ряду наименований дорожно-строительной техники, грузовиков, а также прицепов и полуприцепов. По некоторым видам машин сбор вырос в разы.

"Наблюдается значительное увеличение доли техники из КНР, которое происходит в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей, обеспечиваемой национальными мерами господдержки. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей", - отмечал регулятор, оценивая дополнительный объем поступлений в бюджет от предложенной меры в 55,2 млрд руб.

Таким образом, с поправкой на сложившиеся внешнеторговые реалии были реализованы планы индексации сбора, анонсированные ещё в начале 2021 г. и раскритикованные бизнесом. Примерно тогда же, в начале 2021 г., Минпромторг заявлял о намерении повысить утильсбор и на легковые машины - на 25%, через рост базовой ставки с 20 до 25 тыс. руб. Однако индексации пока так и не произошло. В условиях падения производства сначала из-за дефицита чипов, а потом уже и из-за санкций обсуждение вопроса было отложено.

"Пока существует значительный дефицит легковых автомобилей и высокие цены, а локальное производство не способно удовлетворить значительную часть спроса, оказывать дополнительное давление на рынок за счёт повышения утильсбора представляется нецелесообразным", - констатирует аналитик Беспалов.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

Теги