Перевод жалоб участников госзакупок в электронную форму снизило их число и повысило качество

07 апреля 2022 19:18

Москва. 7 апреля. ИНТЕРФАКС - Перевод процесса обжалования действий/бездействий госзаказчиков в электронную форму снизило число жалоб со стороны участников закупок в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России и повысило их качество, заявила и.о. руководителя управления ФАС России по контролю размещения госзаказа и государственного оборонного заказа Ольга Горбачева в ходе форума "Госзаказ".

"Электронное обжалование (осуществляется через личный кабинет участника закупок в Единой информационной системе в сфере закупок - ИФ) действий/бездействий госзаказчиков стало возможным с середины прошлого года и стало обязательным с января текущего, - сказала она. - Это снизило число жалоб. Качество жалоб повысилось - теперь жалуются именно профессиональные участники рынка".

При этом Горбачева подчеркнула, что снижение числа жалоб не коррелирует с числом закупочных процедур.

По данным ФАС, в I квартале текущего года в ФАС поступило 9,9 тыс. жалоб против 15,6 тыс. жалоб в I квартале 2021 года. При этом было признано обоснованными 2,9 тыс. жалоб (4,3 тыс. жалоб годом ранее).

При рассмотрении жалоб и проведении проверок ФАС выявила в I квартале 5,1 тыс. нарушений против 8,6 тыс. нарушений годом ранее.

Также Горбачева отметила, что большая часть жалоб поставщиков - около 70% - связана с действиями электронных торговых площадок (ЭТП) и отчасти банков. "Здесь стоит отметить, что в I квартале на ЭТП было совершено более 700 DDoS-атак", - сказала Горбачева.

Она также заметила, что участники закупок чаще всего не использует возможности ГИС "Независимый регистратор", который фиксирует все действия участников закупок.

"Без показаний "Независимого регистратора" участникам сложно или невозможно доказать, что заказчиком или ЭТП были допущены нарушения, - сказала Горбачева. - Участникам необходимо рассказывать, что такое "Независимый регистратор" и как его использовать".

Кроме того, по ее словам, в I квартале текущего года начала меняться тенденция по рассмотрению обращений заказчиков о включении компаний в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Так, за три месяца ФАС было рассмотрено 7,1 тыс. таких обращений. При этом в РНП было внесено 3,6 тыс. компаний. То есть, 49,7% обращений были отклонены. Прежде доля отклоненных обращений была значительно меньше.

"За последний месяц тенденция (с включением компаний в РНП) развернулась и теперь любые нюансы трактуются в пользу поставщика, - сказала Горбачева. - При этом стоит отметить, что пока не было ни одного обращения о включении в РНП в связи с санкциями".

Теги