Переход на экологичные госзакупки может привести к росту госрасходов в мире на 3-6% - эксперты

13 января 2022 08:00

Москва. 13 января. ИНТЕРФАКС - Переход государств на проведение "зеленых" госзакупок (ориентированных на достижение углеродной нейтральности или снижение выбросов парникового газа) может к 2050 привести к росту госрасходов на 3-6%, говорится в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) и консалтинговой компании BCG "Зеленые госзакупки как катализатор углеродно-нейтральной экономики".

"Исследование показывает, что примерно 40% всех выбросов, связанных с госзакупками, могут быть уменьшены при затратах менее $15 за тонну выбросов CO2, хотя от отрасли к отрасли эта сумма различается, - говорится в сообщении BCG. - В то же время, более экологичные госзакупки вряд ли увеличат расходы правительств более чем на 3-6% (на $300-450 млрд, влияние на цену в процентах рассчитано на базе исходных данных для США на 2021 год, в других странах этот показатель будет отличаться)".

По данным исследователей, на госзакупки приходится около 7,5 млрд тонн выбросов СО2. Причем большую их часть (70-75%) формируют шесть отраслей: оборона и безопасность (1,3 млрд тонн), транспорт (900 млн тонн), услуги по обращению с отходами (900 млн тонн), строительство (900 млн тонн), промышленность (600 млн тонн) и ЖКХ (600 млн тонн). При этом отмечается, в первых двух сегментах государство формирует 90% и 60% спроса. В остальных сегментах - от 25% до 5%.

Эксперты считают, что в сегментах обороны и безопасности, транспорта и строительства при затратах до $15 на тонну выбросов СО2 можно сократить до 35% от общего объема выбросов. В $15-100 за тонну будет обходиться сокращение выбросов в "оборонке" на 20%, на транспорте - на 15%, в строительстве - на 55%. Сокращение остальных выбросов (45%, 50% И 10% соответственно) будет обходиться государствам в более чем $100 за тонну.

В сегментах услуг по обращению с отходами, промышленности и ЖКХ при затратах менее $15 за тонну выбросов можно будет сократить 55%, 45% и 55% выбросов, при затратах от $15 до $100 - 30%, 30% и 45%, при затратах более $100 за тонну - 15% и 25%.

В то же время исследователи считают, что переход на "зеленые" госзакупки будут стимулировать дополнительные инвестиции со стороны частного сектора и создавать новые рабочие места. Предполагается, что к 2050 году общий объем таких инвестиций составит около $4 трлн, а число новых рабочих мест - 3 млн.

"Объемы госзакупок и средств, выделяемых государствами на эти цели, могут иметь большое значение в борьбе с глобальным потеплением, - отметил управляющий директор и старший партнер BCG Йорг Хильдебрандт. - При переходе на более устойчивые продукты и услуги правительствам придется некоторое время платить "зеленую премию". Однако затем затраты будут снижаться по мере распространения новых технологий, благодаря которым производство углеродно-нейтральных продуктов станет более эффективным с экономической точки зрения".

В РФ вопрос перехода к "зеленым" госзакупкам или использования в таких закупках каких-либо экологических стандартов пока остается открытым.

"Говорить о введении новых правил госзакупок для снижения выбросов в России скорее преждевременно, поскольку прежде предстоит сформировать страновые приоритеты и механизмы стимулирования энергоперехода, включая механизмы ценообразования и введения в хозяйственный оборот новой экономической сущности - СО2 эквивалент", - сказал партнер-эксперт и директор BCG Константин Полунин.

При этом участники российского рынка закупок считают, что ESG-тематика (Environmental, Social, Governance - экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления) окажет значительное влияние на закупочные процессы. "В течение ближайших месяцев услышим про "зеленых" поставщиков, "зеленые" поставки и т.п.", - говорил в декабре гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) "Сбер А" ("Сбербанк-АСТ") Николай Андреев. - "Уверен, что такие компоненты, как "зеленость" закупок и "зеленость" поставщиков, будет отрейтингована и внесена в определенные реестры".

В свою очередь начальник департамента сводного планирования и организации закупочной деятельности ПАО "Россети" (MOEX: RSTI) Юрий Зафесов отмечал, что ESG-тематика становится все более актуальной для российских компаний. Однако с ее принятием и распространением в стране есть определенные трудности.

"Принципы ESG детально не прописаны и сегодня в мире существует около 500 центров, которые занимаются сертификацией соответствия компаний принципам ESG, - говорил Зафесов. - Однако каждый из этих центров понимает и трактует ESG по-разному, что снижает ценность их сертификатов".

По мнению Зафесова, России необходим единый ESG-стандарт, который можно было бы использовать и в закупках. Сейчас этим вопросом, по его словам, занимается "Деловая Россия".

Ранее заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский сообщал, что в Банке России обсуждается вопрос использования ESG-критериев при проведении закупок. Он считает, что поставщики, предлагающие более экологические товары, могут рассчитывать на премию.

"Такая продукция непосредственно при закупке может быть дороже, но в долгосрочной перспективе она в итоге будет дешевле", - говорил он.

Закупки Банка России не регламентируются закупочным законодательством - ЦБ самостоятельно определяет правила проведения своих закупок. В настоящее время Банк России руководствуется положением "О закупках Центрального банка РФ" (№632-П).

Теги