Парламент Украины принял закон, стимулирующий локализацию в машиностроении

16 декабря 2021 17:42

Киев. 16 декабря. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА - Верховная Рада Украины в четверг приняла в окончательном чтении закон о преференциях при госзакупках для предприятий машиностроения, локализующих производства на Украине.

За принятие законопроекта "О внесении изменений в закон Украины "О публичных закупках" относительно создания предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности" проголосовали 323 народных депутата при необходимом минимуме в 226 голосов.

Документом предусмотрено, что временные преференции (на 10 лет) распространяются на госзакупки на сумму 200 тыс. гривен ($7,4 тыс. по текущему курсу) и более, если уровень локализации производства составит 10% в 2022 году с ежегодным увеличением на 5 процентных пунктов (п.п.) - до 40%, и этот 40%-ный уровень локализации сохраняется до конца 10-летнего срока.

При этом ко второму, заключительному, чтению законопроекта начальные и финальные проценты требуемого уровня локализации были уменьшены - в редакции первого чтения требование локализации на первом этапе составляло 25-40% с последующим увеличением еще на 15 п.п. с 2024 года.

Степень локализации определяется производителем товара и подтверждается уполномоченным органом в порядке, установленном кабинетом министров по предложенной формуле. Правительство совместно с профильным комитетом парламента, согласно принятому закону, может ежегодно (не позднее 31 октября) изменять степень локализации производства на следующий год.

В перечень товаров, подпадающих под действие закона, входят, в частности, дизель-генераторы, турбогенераторные установки, трансформаторы, конденсаторы, насосы, автомобили скорой помощи, автобусы различных типов, трамваи и троллейбусы, грузовые и спецавтомобили, электробусы, кузова транспортных средств, прицепы, локомотивы, ж/д вагоны, вертолеты, самолеты и космические аппараты, паровые турбины, горнорудные машины.

Требования локализации не будут распространяться на компании из стран-членов соглашения GPA (government procurement agreement, соглашение о правительственных закупках в рамках ВТО - ИФ), в частности, ЕС и США.

Закон вступает в силу через шесть месяцев с момента опубликования.

"Разблокирование законопроекта о локализации стало возможным из-за компромисса с представителями ЕС, которые до этого препятствовали его движению. Нам пришлось исключить из требований локализации компании из стран-членов соглашения GPA - соглашения ВТО о публичных закупках. Но для 80% публичных закупок продукции машиностроения по категориям, имеющимся в законопроекте, в том числе из Китая, Беларуси и Турции, не подписавших GPA, локализация заработает. Для меня этот компромисс сложный, но, выбирая между ничем и компромиссом, я выбираю движение в сторону локализации, пусть и постепенное", - отметил соавтор законопроекта, народный депутат Дмитрий Кисилевский в комментарии агентству "Интерфакс-Украина".

Как сообщалось, законопроект о локализации был зарегистрирован в парламенте больше года назад - в июне 2020 года. Его соавторами выступили в основном депутаты фракции "Слуга народа", в том числе Кисилевский, Дмитрий Наталуха, Роксолана Пидласа, а также главы депутатских фракций и групп, парламентских комитетов, члены комитета экономического развития и других депутатов - всего 37 человек.

По мнению представителей украинских промышленных предприятий, принятие документа даст импульс привлечению масштабных инвестиций в национальную экономику.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, реализация предложенных мер позволит удовлетворить потребности "Укрзализныци", "Укрнафты", "Энергоатома", международных аэропортов, коммунальных перевозчиков, департаментов и исполнительных комитетов местных властей в обновлении подвижного состава, спецтехники и продукции энергомашиностроения. Соответствующие потребности оценены в сумму около 150 млрд грн.

Официальный курс на 16 декабря - 27,2 грн./$1.

Теги