Минфин предлагает скорректировать требования к банкам в рамках контрактной системы

25 октября 2021 18:34

Москва. 25 октября. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ предлагает скорректировать требования к банкам и региональным гарантийным организациям, работающим в рамках контрактной системы. Проект соответствующего правительственного постановления опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Одно из предложений министерства предусматривает распространение на банки, имеющие право открывать и вести спецсчета для участников госзакупок, части требований, предъявляемых к банкам, имеющим право размещать на депозитах средства федерального бюджета.

Так, в случае принятия предложений Минфина работать со спецсчетами смогут только те банки, которые имеют универсальную лицензию ЦБ РФ, собственный капитал в размере не менее 25 млрд рублей в настоящее время, участвуют в системе обязательного страхования вкладов физлиц, имеют рейтинг кредитный рейтинг "A-(RU)" кредитного рейтингового агентства "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" или "ruA-" кредитного рейтингового агентства "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА", или обладают собственным капиталом в размере не менее 100 млрд рублей.

Сейчас требованиям по спецсчетам соответствует около 20 банков.

К банкам, имеющим право предоставлять участникам закупок независимые (в настоящее время - банковские) гарантии, требования предлагается упростить. От них потребуется только наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" или не ниже уровня "ruВ-" по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА".

Сейчас, помимо этого, от банков требуется наличие собственного капитала в размере не менее 300 млн рублей.

В настоящее время в перечень банков, имеющих право предоставлять банковские гарантии в рамках госзакупок, входит около 200 кредитных организаций.

Также Минфин предлагает установить определенные требования к региональным гарантийным организациям (смогут выдавать независимые гарантии участникам закупок с 1 января 2022 года - ИФ). В их числе отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП) информации как о самой организации, так и о ее участниках, учредителях и руководителях. Кроме того, ограничивается участие иностранных владельцев (не более 10%) в компаниях или организациях, которые могут быть участниками или членами гарантийных организаций.

По данным Минфина, в прошлом году банки выдали участникам закупок 814 тыс. банковских гарантий (на 6% меньше показателя 2019 года) на общую сумму более 1,5 трлн рублей (на 15% больше показателя 2019 года). Из них около 575 тыс. гарантий на 1,3 трлн рублей были выданы в качестве обеспечения исполнения контракта. Еще 146 тыс. гарантий (на 183 млрд рублей) были предоставлены в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а 93 тыс. гарантий (на 36 млрд рублей) - в качестве обеспечения гарантийных обязательств.

Помимо этого, предлагается уточнить или отменить около 10 действующих нормативных правовых актов, регламентирующих работу финансовых организаций в рамках контрактной системы в части предоставления гарантий и ведения спецсчетов.

Необходимость такой коррекции Минфин объясняет приведением действующей нормативной правовой базы в сфере закупок в соответствие с принятым в текущем году оптимизационным пакетом поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ).

Как сообщалось, оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.

К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок - до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов - до 18 дней.

Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно - с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в ЕИС функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.

Теги