Минфин планирует до конца 2021 г. принять более 60 подзаконных актов в сфере закупок

08 сентября 2021 15:08

Москва. 8 сентября. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ планирует до конца текущего года принять более 60 подзаконных актов в сфере закупок, направленных на обеспечение положений оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), принятых летом текущего года, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе Московского финансового форума.

"На этот год в наших планах введение в действие оптимизационного закона, - сказал Лавров. - Надо принять, изменить или отменить 62 подзаконных акта".

По его словам, сейчас надо сосредоточиться на технологических решениях (в части нормативно-правового регулирования - ИФ), обеспечивающих эффективную работу контрактной системы.

Впрочем, Минфин рассчитывает и на технические решения (речь идет об автоматизации - ИФ) в деле повышения эффективности работы контрактной системы.

"Надо научиться выяснять, а электронизация позволит это сделать, какой объем потребностей удовлетворяется в сроки и без нарушений, а также осуществляется по рыночным ценам и в конкурентной среде, - сказал Лавров. – Сейчас, в частности, мало приходит поставщиков – значит, наверное, срабатывает вопрос ценообразования. Надеемся, что с автоматизацией всех закупочных процессов (от планирования до приемки и оплаты по контракту - ИФ) на госзакупки будет приходить больше поставщиков".

Автоматизация позволит решить, как предполагается, и проблему снижения числа уникальных участников закупок. Речь идет о том, что в настоящее время поставщики, особенно "новички" в госзакупках, нередко допускают ошибки в конкурсной документации, что приводит их к отстранению от участия в закупках. Предполагается, что по мере роста уровня автоматизации госзакупок все больше юридически значимых документов будет формироваться автоматически - без ошибок.

По словам исполнительного директора "Интерфакса" Владимира Герасимова, за последние 2,5 года число уникальных компаний, участвующих в торгах, сократилось на 5%. По его мнению, негативно на эту ситуацию влияет, в частности, то, что любая ошибка в документация оборачивается для участника отстранением. В результате более четверти компаний, подавших заявки на торги, в итоге в них участия не приняли, показывают данные "Интерфакс-МАРКЕР".

Также Герасимов назвал еще одну заметную проблему, проявившуюся в последнее время. Речь идет о централизации закупок, которая в ряде случаев, например, как это произошло в сфере оказания услуг по организации питания, приводит к снижению числа участников процедур. Помогло бы конкуренции, считает он, ограничение участия в закупках унитарных предприятий.

"Несмотря на сокращение количества унитарных предприятий на 26% за 2,5 года, их присутствие в госзаказе сократилось всего на 1 процентный пункт и составляет 12% в объеме всех госконтрактов, - сказал Герасимов. - Кое-где оно даже выросло. В частности, максимальное увеличение доли объема контрактов с унитарными исполнителями - с 18% в 2019 года до 45,8% в первом полугодии 2021 года - пришлось на услуги по сбору, вывозу и утилизации отходов. А между тем рыночная конкуренция в этом сегменте вполне неплохая и составляет в среднем 2,9 заявки на лот".

В настоящее время, по мнению Лаврова, сфера закупок подошла к этапу, когда надо взять определенный мораторий на изменение закупочного законодательства.

"Мы считаем, что пора заканчивать с частыми внесениями изменений в 44-ФЗ, - сказал Лавров. - Надо переходить от точечных поправок этого закона к подготовке одного-двух комплексных законов (о внесении соответствующих поправок - ИФ), решающих ту или иную проблему. Принятый летом оптимизационный закон - фактически первый по настоящему комплексный закон".

Как сообщалось, оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле текущего года. Эти поправки предусматривают сокращение числа видов закупочных процедур, сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок и т.п.

"Законопроект предусматривает не отдельные поправки, а комплекс изменений, который системно поменяет редакцию 44-ФЗ, - говорил ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Его суть - упрощение, унификация и ускорение закупок".

Также Лавров отмечал, что реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы.

При этом Федеральное казначейство (является оператором Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок) оценивало экономию госзаказчиков от перевода закупочных процессов на электронный документооборот более чем в 25 млрд рублей в год.

К основным нововведениям оптимизационного пакета поправок регулятор относит сокращение числа способов закупок - до 3 с 11 по действующей редакции 44-ФЗ. Оптимизация оставшихся видов закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок) предусматривает прежде всего сокращение сроков их проведения. Так, запрос котировок можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13 в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26 рабочих дней, а аукционов - до 18 дней.

Реализация этих и других норм позволят, как предполагается, провести полную автоматизацию закупочных процессов, и прежде всего идущих вслед за подписанием контракта. Речь идет, в частности, о претензионной работе, о приемке товаров, работ, услуг.

Новые оптимизационные положения 44-ФЗ будут вступать в силу постепенно - с 1 января 2022 года по 1 июля 2023 года, по мере реализации в ЕИС функционала, необходимого для выполнения закупочных процессов, предусмотренных новыми нормами.

Второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (первый был принят в 2019 году - ИФ) был подготовлен в начале прошлого года. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок, согласования и т.п.