Доля "чрезвычайных" госконтрактов в РФ в январе-июле 2020г. составила менее 5%

04 августа 2020 21:19

Москва. 4 августа. ИНТЕРФАКС - Доля госзакупок у единственных поставщиков вследствие чрезвычайной ситуации в январе-июле текущего года составила в РФ менее 5% от общего объема госзакупок, следует из данных системы анализа закупок "Интерфакс-Маркер" (ранее - "СПАРК-Маркетинг") группы "Интерфакс".

По данным "Маркера", за период с января по июль текущего года госзаказчики заключили 128,5 тыс. контрактов с единственными поставщиками вследствие ЧС. Общий объем таких контрактов составил 224,56 млрд рублей, что составляет около 4,7% общего объема заключенных госзаказчиками контрактов - 4,7 трлн рублей.

Большую часть таких контрактов госзаказчики заключили в период и после самоизоляции, введенный в рамках борьбы с пандемией коронавирусной инфекцией. С апреля по июль текущего года было заключено 122,2 тыс. контрактов на 198 млрд рублей.

Большая часть чрезвычайных закупок связана с закупками медоборудования, лекарств, расходных материалов, средств индивидуальной защиты - 53,4 тыс. контрактов. В денежном выражении объем этих контрактов составил 98,8 млрд рублей. Причем около 30% этих средств были направлены на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) - 29,8 млрд рублей (всего в этом году было заключено 3,9 тыс. контрактов на поставку аппаратов ИВЛ на 47,6 млрд рублей).

Ранее участники рынка отмечали "Интерфаксу", что госзаказчики на начальном этапе периода самоизоляции сталкивались с трудностями при закупке аппаратов ИВЛ иностранного производства (с высокими техническими характеристиками - ИФ), в том числе из-за отказов поставщиков на продажу такой техники. На региональном уровне эта проблема отчасти решалась за счет взаимодействия региональных властей с крупными коммерческими и государственными компаниями, которые оказывали субъектам РФ (как правило, базовым для их бизнеса - ИФ) помощь в закупку требуемых ИВЛ по своим каналам.

Также в топ-3 по числу чрезвычайных контрактов вошли закупки в сфере строительства и ремонта (3,1 тыс. контрактов на 30,7 млрд рублей), дорожной деятельности (проектирование, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог - 122 контракта на 7,8 млрд рублей).

Эксперты "Маркера" отметили, что доля ненадлежаще исполненных или исполняемых чрезвычайных контрактов невелика и составляет около 1%. К настоящему времени госзаказчики выставили штрафы по 1,3 тыс. контрактов. Общий объем штрафов составляет 13,6 млрд рублей. При этом по решению заказчиков расторгнуто только 16 контрактов на общую сумму 232 млн рублей. Отмечается, что из 1,6 тыс. чрезвычайных контрактов на закупку ИВЛ 58 было расторгнуто по соглашению сторон, 22 - частично расторгнуты по соглашению сторон и только три расторгнуты по решению заказчика.

Стоит отметить, что даже в период самоизоляции госзаказчики фактически не пользовались возможностью проводить закупки у единственных поставщиков вследствие чрезвычайной ситуации. Так, за март-апрель общий объем закупок вследствие ЧС составил около 80 млрд рублей - то есть, все те же приблизительно 5% от общего объема закупок. Причем почти половина "чрезвычайных" закупок касалась приобретения медицинского оборудования. Объем этих закупок составил 36,9 млрд рублей.

Как сообщалось, в марте текущего года Минфин дал официальное разъяснение о возможности осуществления закупок у единственных поставщиков любых товаров, работ, услуг при введении режима повышенной готовности. Позднее аналогичное, по сути, разъяснение о возможности закупок у едпоставщиков в условиях чрезвычайной ситуации (ЧС) дала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

Теги