Ведомства не смогли согласовать позиции по законопроекту о 15%-й ценовой преференции для товаров из ЕАЭС

18 июня 2020 15:29

Москва. 18 июня. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ и Минэкономразвития РФ не смогли согласовать проект заключения правительства РФ по законопроекту о введении 15%-й ценовой преференции при госзакупках любых товаров (работ, услуг) из стран ЕАЭС, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

По словам источника, Минфин в проекте правительственного заключения раскритиковал положения законопроекта. По мнению ведомства, документ содержит ряд внутренних противоречий и несогласованностей.

"Распространение ценовой преференции на все товары, происходящие из государств-членов ЕАЭС, работы, услуги, выполняемые, оказываемые лицами государств, являющихся членами ЕАЭС, не согласуется, в том числе с проектируемым положением законопроекта, согласно которому устанавливать условия допуска товаров иностранного происхождения возможно только на те товары, на которые правительством РФ не установлен запрет", - процитировал источник одно из замечаний Минфина.

В свою очередь Минэкономразвития дало положительный отзыв по этому законопроекту.

"Полагаем, что положения законопроекта направлены на поддержку российских товаропроизводителей", - процитировал источник официальное письмо Минэкономразвития.

При этом он отметил, что в своем письме экономическое ведомство указывает, что норма о 15%-й ценовой преференции для всех товаров (работ, услуг) уже действует при закупках госкомпаний. "При закупках одних и тех же товаров используется различный режим экономического благоприятствования, что содержит признаки экономической дискриминации, говорится в письме Минэкономразвития. - Кроме того, единая ценовая преференция обеспечит системную поддержку российских и евразийских производителей, в том числе на отдельных отраслевых рынках, и позволит дополнительно нивелировать последствия введенных ограничительных мер в связи с коронавирусом (COVID-19).

В итоге, по утверждению источника, Минэкономразвития не поддержало проект правительственного заключения, подготовленный Минфином РФ.

Сам законопроект о введении ценовой преференции в размере 15% для госзакупки всех товаров производства стран ЕАЭС, включая Россию, был внесен в Госдуму рядом депутатов. "В целях реализации комплексного подхода при поддержке российских товаропроизводителей законопроектом предлагается предоставлять преимущества в отношении цены контракта при осуществлении закупок всех евразийских товаров в размере 15%, - говорится в пояснительной записке к законопроекту. - Кроме того, правительство РФ сможет дополнительно увеличивать размер предоставляемых ценовых преференций".

Сами поправки предусматривают предоставление преимущества в отношении цены контракта (в размере 15%) при осуществлении закупок всех евразийских товаров, а также работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых лицами государств, являющихся членами ЕАЭС. Причем такая преференция предоставляются только в случае, если в заявке участника закупки стоимость товаров (работ, услуг), происходящих из государств - членов ЕАЭС составляет не менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров.

Кроме того, одно из новых положений, в случае принятия законопроекта, позволит правительству РФ увеличивать размер ценовой преференции в отношении российских товаров.

Действующие нормы 44-ФЗ предусматривают предоставление 15%-й ценовой преференции только при закупке определенных российских товаров, включенных в перечень, утвержденный соответствующим приказом Минфина РФ.

В то же время аналогичная норма о предоставлении 15%-й ценовой преференции при закупках госкомпаний распространяется на все товары российского производства (такая норма введена правительственным постановлением в 2016 году).

Предложение о распространении 15%-й ценовой преференции на госзакупки всех товаров российского производства поднимался еще летом прошлого года. Тогда такое предложение озвучивала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

"Сейчас в правительстве идет подготовка перечней товаров, работ, услуг, на которые в рамках реализации нацпроектов предполагается распространить политику импортозамещения, - говорил начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. - Уже сейчас есть 5,8 тыс. позиций. С учетом действующих механизмов импортозамещения нормально работать будет нереально".

Для решения этой проблемы ФАС предлагала распространить механизм 15%-й ценовой преференции с отдельных сфер на все российские товары, работы, услуги. "Здесь предлагаем такой подход - в тех сферах, где есть один отечественный производитель, задействовать механизм ценовой преференции, а где два-три - использовать правило "третий лишний", - отмечал Лобов. - При этом предлагаем отменить все действующие запреты, оставив их только для сфер, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности страны".

В то же время Минфин отмечал, что ценовые преференции в госзакупках распространяются только на 45% товаров российского производства, необходимых при реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

Теги