Около 40-50% конкурентных закупок в госзаказе являются имитацией - эксперты

29 апреля 2020 19:50

Москва. 29 апреля. ИНТЕРФАКС - Около 40-50% конкурентных закупок в соответствии с положениями закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) являются имитацией, следует из доклада НИУ ВШЭ "Регламентированные закупки в России: как повысить стимулирующую роль расходов бюджетов и регулируемых компаний госзаказе являются имитацией", представленного в ходе научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

"Половина конкурентных процедур не привлекает более чем одного поставщика, - говорится в докладе. - БОльшая часть конкурентных процедур имитируется: заказчики имеют в виду конкретного поставщика".

По данным ИАПР (Института анализа предприятий и рынков) НИУ ВШЭ, приведенным в исследовании, средняя доля заказчиков, при проведении конкурентных процедур ориентированных на заключение договора с конкретным поставщиком, составляет от 41% (по оценке группы респондентов-заказчиков) и до 51% (по оценке группы респондентов-поставщиков).

При этом отмечается, что среди конкурентных способов закупок подавляющая доля приходится на электронный аукцион. В прошлом году более половины таких аукционов (около 1 млн процедур) было признано несостоявшимися, что принесло бюджету избыточные издержки на 9 млрд рублей (среднюю стоимость организации одного аукциона эксперты оценивают в 9 тыс. рублей).

Такой подход (имитация конкурентной процедуры с целью выбора конкретного поставщика) участники закупок объясняют, главным образом, двумя основными мотивами. Один из них - стремление обеспечить гарантированное выполнение контракта (его назвали 83% заказчиков и 58% поставщиков, принимавших участие в опросе ИАПР) и поставку качественных товаров (84 и 59% соответственно).

Помимо этого, дополнительные издержки несут и поставщики. Их эксперты оценивают приблизительно в 4 млрд рублей. "750 тыс. участников аукционов несут изначально избыточные издержки, каждый в размере 5,4 тыс. рублей - только потому, что правила российских закупок не позволяют покупателю искренне сказать, что конкурент ему не нужен", - говорится в докладе.

Более того, относительные затраты госзаказчиков, по оценке ВШЭ, достигли 4,3% от стоимости закупок (около 360 млрд рублей по итогам 2019 года), что более чем десятикратно превосходят соответствующий показатель для закупок в Европейском союзе. По данным оценки PWC, в Евросоюзе в среднем затраты на процедуры закупки составляют 1,4% от общей суммы закупок. Из них 0,3% - затраты покупателя, 1,1% - поставщиков.

Основной причиной сложившейся ситуации (в части эффективности закупок и их стоимости) исследователи объясняют акцентированностью закупочного законодательства на борьбу с коррупцией, а не эффективные закупки, при презумпции склонности к коррупции каждого поставщика. При этом единственным способом противодействия коррумпированному заказчику и поставщику-взяткодателю становится внедрение процедур закупки, делающих возможным сплошной внешний контроль и минимизирующих произвольные решения заказчика.

То есть, речь идет о повсеместном использовании универсальных требований к организации закупок для разных заказчиков, разных продуктов разных поставщиков. Это приводит, в частности, к увеличению числа закупок при снижении средней стоимости закупки - в прошлом году в рамках контрактной системы было заключено 3,6 млн контрактов на 8,2 трлн рублей. Соответственно, стоимость среднего контракта составила около 2,7 млн рублей.

"Мелкие закупки просто слишком мелки для того, чтобы существовали процедуры, позволяющие получить реальную экономию при их проведении, - подчеркивается в докладе. - Напротив, даже незначительная относительная экономия при проведении крупнейших закупок приносит очень высокие абсолютные выигрыши".

При этом эксперты отмечают, что вступающие в течение 2020 года в силу изменения в 44-ФЗ должны существенно сократить издержки распорядителей бюджета и поставщиков. Однако принципиально названные проблемы не решает.

"Все эти цифры говорят о консервации проблем, накопившихся в системе закупок, а также о том, что сложившаяся система регулирования фактически выталкивает добросовестных участников закупок в серую зону - когда для обеспечения конечных содержательных результатов закупки они оказываются вынуждены переступать через те или иные формальные правила".

Теги