Антикризисные меры в сфере закупок не привлекут новых поставщиков, но поддержат существующих - эксперты

08 апреля 2020 11:11

Москва. 8 апреля. ИНТЕРФАКС - Антикризисные меры в сфере закупок, принятые в России, не приведут к росту количества участников госзакупок из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), так как не так много компаний обладают необходимыми для этого опытом и ресурсами, полагают эксперты, опрошенные "Интерфаксом".

"Меры по поддержке участников закупок из числа малого и среднего бизнеса, безусловно, полезные, но в нынешних реалиях они, прежде всего, направлены на сохранение нынешних МСП на плаву, а не для привлечения новых, - сказал куратор Бюро ОНФ (занимается, в частности, мониторингом в сфере госзакупок) и депутат Госдумы Антон Гетта. - Об этом говорят такие поправки, как право заказчика не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта, за исключением случая, если договором предусмотрена выплата аванса, или допущение изменения срока исполнения контракта по соглашению сторон. В целом тренд именно на сохранение того, что мы имеем сейчас, а не на преумножение числа МСП".

Данные системы "Интерфакс-Маркер", предназначенной для мониторинга рынка закупок, показывают, что "антикризисным" расширением возможностей участия в госзакупках смогут воспользоваться лишь относительно небольшое число МСП, как в силу отраслевых ограничений, так и из-за отсутствия предыдущего опыта.

"Система госзакупок довольно сложная, в нее так сразу не зайдешь - много нюансов, для которых нужны специалисты, а их на рынке труда мало, и где-то нужен опыт работ компании", - сказал Гетта.

Преимущество получат компании из отдельных востребованных государством отраслей, в то же время спрос на услуги, например, строительных компаний, может сократиться. По данным "Интерфакс-Маркер", если в среднем 10% компаний из сегмента МСП участвуют в госзаказе, то в сегменте поставки лекарственных средств, медизделий и оборудования эта доля, например, 28%, а в строительстве - 14%. Не закупаются государством услуги парикмахерских, кроме редких случаях оказания таких услуг для дома-интерната для престарелых и инвалидов. В то же время среди компаний, которые занимаются уборкой помещений, в госторгах участвует 18,5% МСП, поставкой техники и ПО - 13,9%, предоставлением услуг охраны - 23,5%, производством продуктов питания - 7,4%. В среднем в тех сферах, где активны МСП, конкуренция всегда выше, поэтому больше шансов на победу у компаний, имеющих опыт исполнения госконтрактов.

"После жесткого карантина людям жизненно нужна будет работа, а госзаказ - единственное место стабильного заработка. Если заказчики увеличат объем закупок после карантина, то ожидается рост конкуренции - и то в рамках возможностей производителей под потребности государства", - отметил Гетта.

В то же время не все поставщики смогут сохранить свой бизнес из-за карантинных мер. "Ситуация с заморозкой бизнес-активности в стране за март-май, если не июнь, может привести к тому что ничего кроме крупного бизнеса не останется, - отметил директор АНО "Цифровая культура" и эксперт в сфере закупок Иван Бегтин. - Лично я сомневаюсь, что новых норм в сфере закупок, принятых правительством для поддержки бизнеса, будет достаточно для выживания МСП".

Эксперты считают, что некоторые из принятых норм будут напрямую способствовать сокращению числа участников закупок. Речь идет, в частности, о нормах, позволяющих госзаказчикам закупать многие товары, работы, услуги у единственных поставщиков, вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (коронавирусная инфекция признана регуляторами таим обстоятельством).

"Однозначно это приведет к снижению уровня конкуренции в госзакупках - меньше участников будет на торгах, меньше будет конкурентных закупок, - считает Бегтин. - В принципе и завышение цен тоже будет - иногда обоснованное дефицитом, иногда не обоснованное".

Гетта также считает, что эти нормы приведут к сокращению числа участников закупок. "Но нужно понимать, что распространение вируса носит чрезвычайный характер, это обстоятельство непреодолимой силы и, конечно, конкурентная среда при этом пострадает, - сказал депутат. - А после карантина будем ждать дополнительных мер поддержки бизнеса для восстановления конкуренции в госзакупках, будем следить, чтобы заказчики не злоупотребляли своим правом. В такое время нужен жесткий контроль органов власти за ростом цен и обоснованностью закупок".

В то же время член правления "Опоры России" и директор форума-выставки "Госзаказ" Андрей Садофьев считает, что госзакупки - это единственная возможность для ряда поставщиков работать и зарабатывать в условиях кризиса: "Именно сейчас у поставщиков появляется реальная надежда хотя бы частично решить финансовые и сбытовые проблемы предприятия путем вхождения в сферу государственных, муниципальных и корпоративных закупок".

Садофьев отметил, что многие поставщики ранее игнорировали эту сферу, так как их вполне устраивали коммерческие контакты, которые сейчас практически "заморожены". "Они не имеют опыта участия в государственных закупках, кроме того, в их среде нередко бытует мнение о том, что система закупок для них закрыта, - подчеркнул Садофьев. - Считаю это мнение ошибочным, и для того чтобы в этом убедиться, нужно просто начать участвовать в закупках, побеждать, исполнять контракты". В частности, сказал Садофьев, в нынешних условиях открываются новые возможности для отечественных малых и средних предприятий, которые могут оперативно наладить производство товаров первой необходимости. "К ним в первую очередь я бы отнес антисептики, маски, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты", - сказал он.

Впрочем, эксперты предостерегают поставщиков от стремления любой ценой получить госконтракт. При всех послаблениях через некоторое время, когда первый шок пройдет, компаниям придется доказывать, что они действительно могут исполнить свои обязательства в срок и с должным качеством.

Как сообщалось, в конце марта, в начале апреля были приняты поправки к 44-ФЗ, направленные на смягчение положений закона о госзакупках на период пандемии коронавирусной инфекции. По одной из них заказчики (по соглашению сторон) смогут изменять из-за пандемии коронавируса цены госконтрактов, сроки их исполнения. Это возможно при условии обоснования заказчиком необходимости изменений, а также при наличии решения высшего органа исполнительной власти.

Еще одна норма позволяет правительству РФ временно, до конца текущего года, устанавливать "иные случаи" (в дополнение к тем случаям, которые предусмотрены 44-ФЗ) госзакупок у единственного поставщика. При этом правительство сможет определять порядок осуществления закупок в подобных случаях.

Другая поправка предоставляет заказчикам право не требовать в 2020 году от субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечения исполнения госконтрактов.

Кроме того, одной из поправок к 44-ФЗ предусмотрено списание суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом.

Надо отметить, что все смягчения закупочного законодательства пока касаются только сферы госзаупок. В сегменте закупок госкомпаний аналогичные или подобные нормы уже разработаны, но еще не приняты. Причем в данном случае регуляторы решили обойтись без внесения изменений в 223-ФЗ и использовать механизм правительственных директив.

К настоящему времени разработаны и находятся в правительстве проекты директив для госкомпаний, предусматривающих введение авансирования закупок у субъектов МСП в размере не менее 30% от цены контракта, усиление контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами МСП, неприменение в 2020 году штрафных санкций к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции, возможность изменения в 2020 году срока исполнения контрактов и их цены.

Теги