Минфин намерен в марте подготовить финальную версию законопроекта по оптимизации госзакупок

26 февраля 2020 16:50

Москва. 26 февраля. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ планирует в течение месяца завершить подготовку финальной версии оптимизационных поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), заявила руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова журналистам в Москве.

"Полагаю, что в ближайший месяц выйдем на итоговый вариант, - сказала Демидова. - Подготовленный оптимизационный законопроект находится на этапе согласования с заинтересованными госорганами".

При этом Демидова отметила, что Минфин ведет дискуссии с другими госорганами по поводу их предложений по развитию закупочного законодательства. "Минфин считает, что все эти предложения должны быть направлены на решение поставленных задач, - подчеркнула она. - А самая главная задача Минфина (в части закупочной тематики) - предложить такое правовое регулирование, которое обеспечивало бы баланс интересов заказчиков и участников закупочных процедур".

По мнению Демидовой, дисбаланс интересов приведет в том или ином виде к срыву закупок, неполучению того результата, который планировалось получить при проведении закупки и т.п.

В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил, что в процессе межведомственного согласования законопроекта, работы с регионами, с экспертным сообществом будут рассмотрены дополнительные предложения, которых в предлагаемой редакции поправок к 44-ФЗ нет.

"Будем особе внимание уделять решению тех задач, которые ставит правительство - ориентация на конечный результат, а не на сам процесс, радикальное упрощение и сокращение закупочных процедур", - добавил Лавров.

Минфин завершил подготовку оптимизационного законопроекта к середине февраля. Большая часть предлагаемых в нем изменений к 44-ФЗ была подготовлена в прошлом году. В их числе введение универсальной предквалификации (в закупках объемом более 20 млн рублей смогут принимать участие поставщики с опытом исполнения госконтрактов), охват электронным документооборотом всех стадий закупочного процесса (включая исполнение контрактов, подачу жалоб), сокращение числа видов закупок - с 11 до 3 (конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме), возможность заключения контрактов "под ключ" для всех закупок в сфере строительства.

При этом Лавров отметил, что предлагаемые поправки предусматривают введение единообразного порядка проведения трех оставшихся способов определения поставщика (в настоящее время 44-ФЗ содержит различные положения, регулирующие схожие правоотношения, при проведении различных способов закупок). Также предлагается установить для всех конкурентных способов закупок единые требования к содержанию извещений, срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

"Только эта унификация позволит сократить 35 статей 44-ФЗ, - подчеркнул Лавров. - Предлагаем идти дальше и усовершенствовать механизм типовых контрактов".

Сейчас, по его словам, он (механизм) не работает в полном объеме. "Каждый госорган может создать свой типовой контракт, которым должны руководствоваться его подведомственные учреждения и организации, - сказал Лавров. - В то же время эти типовые контракты никак не унифицированы, что не облегчает работу участникам закупок. Более того, в ряде случаев заказчики становятся перед выбором - нарушить те или иные нормы 44-ФЗ, но использовать типовой контракт, или отказаться от использования типового контракта (это также является нарушением), но не нарушить другие положения закупочного законодательства".

По словам Демидовой, Минфин намерен утвердить структуру типового контракта с теми или иными полями, в которые должна будет автоматически включаться соответствующая информация. Специфические (отраслевые) условия предполагается оформлять в типовые условия, которые также будут обязательными для той или иной сферы.

Стоит отметить, что во второй половине февраля свои поправки к 44-ФЗ, в виде отдельного законопроекта, подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.

"В госзакупках есть проблемы, требующие решения, собрали свои предложения в законопроекте, - говорил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. - В небольшой части наши предложения пересекаются с оптимизационным законопроектом, подготовленным Минфином. Не все наши предложения в него были включены, поэтому оформили их отдельным документом. В идеале должен быть один правительственный законопроект".

Одним из ключевых предложений Евраев назвал создание и запуск рейтинга деловой репутации (РДР), который должен вестись автоматически на основании данных в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок. При этом для компаний, включенных в рейтинг, предлагается ввести различные преференции, включая, например, снижение размера обеспечения по контракту.

Как сообщалось, весной-летом прошлого года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ. Он был направлен, преимущественно, на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение. При этом отмечалось, что по этим поправкам у регуляторов и заинтересованных ведомств фактически не было разногласий, что позволило принять документ в течение нескольких месяцев.

Другие поправки, требующие доработок, согласования и т.п., регуляторы решили включить во второй, так называемый осенний (предполагалось, что он будет подготовлен и принят Госдумой в течение осенней сессии) пакет поправок.

Консолидацией предложений по оптимизации закупочного законодательства занимается рабочая группа Госдумы, а сам законопроект готовит Минфин. В октябре на рассмотрение рабочей группы поступило более 300 предложений по развитию 44-ФЗ.

Теги