ОНФ может потребовать пересмотра концепции создания единого агрегатора торговли "Березка" для госзакупок малого объема

10 октября 2018 15:34

Москва. 10 октября. ИНТЕРФАКС - Общероссийский народный фронт (ОНФ) может потребовать пересмотра концепции создания единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка", предназначенного для проведения госзакупок малого объема (до 100 тыс. рублей или до 400 тыс. рублей), следует из сообщения организации.

"Если замечания экспертов ОНФ по агрегатору "Березка" будут проигнорированы (разработчиком системы - компанией "РТ - Проектные технологии", дочка госкорпорации "Ростех" - ИФ), мы сделаем все, чтобы его концепция была кардинально пересмотрена, а действие распоряжения правительства РФ №824-р отменено как несоответствующее и даже противоречащее "майскому указу" в части совершенствования закупок предприятий МСП", - сказал депутат Госдумы, куратор проекта "За честные закупки" ОНФ Антон Гетта, слова которого приводятся в сообщении.

По словам депутата, ОНФ направил министру финансов Антону Силуанову обращение с просьбой пересмотреть существующую концепцию ЕАТ "Березка" в том случае, если замечания экспертов ОНФ будут проигнорированы.

В сообщении организации отмечается, что ранее на совещании в Минфине эксперты проекта представили пакет из более чем 60 замечаний, касающихся концепции и технических аспектов работы ЕАТ. При этом уточняется, что эти замечания были подготовлены по результатам анализа новой версии регламента работы "Березки", выпущенной в сентябре.

Одно из принципиальных замечаний ОНФ касается финансовой модели работы агрегатора, которая предусматривает взимание платы с победителя закупки.

"<...> Сама эта система с точки зрения финансовой модели до сих пор остается непонятной и абсолютно непрозрачной, - сказал А.Гетта. - Возникает вопрос: а нужна ли эта система вообще? Ее основа предполагает перекладывание финансового бремени создания системы для малого бизнеса на сам малый бизнес и не позволит участникам процесса экономить время и деньги. В то время как похожие бесплатные площадки для МСП уже давно функционируют".

По оценке ОНФ, на ЕАТ стоимость отдельных закупок обходится на 30% дороже, чем рыночная цена. При этом отмечается, что до недавнего времени на площадке было проведено всего 8 закупок - все у единственного поставщика. Соответственно, снижения цены от начальной не было, а в ряде случаев она оказалась выше среднерыночной.

Также в сообщении ОНФ отмечается, что помимо концептуальных замечаний есть серьезные претензии к некоторым положениям регламента ЕАТ. Речь идет, в частности, о прописанной в регламенте процедуре проведения закупки. По оценке ОНФ, соответствующее положение регламента содержит риски сговора.

"Так, в случае уклонения победителя процедуры определения наилучших условий сделки ("закупочной сессии") в соответствии с пунктом 15.5 регламента заказчик может произвести закупку по любому ценовому предложению или вне ЕАТ", - отмечается в сообщении.

Как сообщалось, правительство РФ приняло решение о создании ЕАТ в апреле текущего года. Согласно этому распоряжению, агрегатор должен с 1 июля функционировать в пилотном режиме (с этого момента госзаказчики могут на добровольной основе использовать возможности агрегатора). С 1 ноября 2018 года использование ЕАТ при госзакупках малого объема (за исключением закупок, информация о которых содержит гостайну) станет обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений.

Сам агрегатор был представлен РТ-ПТ в начале июня, как и регламент работы с ним. В течение июня РТ-ПТ собирала предложения и замечания госзаказчиков и участников рынка госзакупок к положениям регламента работы "Березки". В результате компания скорректировала этот документ и продолжает работу над ним в настоящее время.

ОНФ планировал представить замечания к "Березке" в Минфин в августе. Но не успел - РТ-ПТ выпустила новую версию регламента, в котором были учтены некоторые замечания ОНФ и участников рынка. В частности, компания отказалась от "обязательного обеспечительного депозита при исполнении контракта".

Другое "финансовое" замечание - о взимании платы с победителя закупки - учтено не было и сохранилось в регламенте "Березки".

"Представляется дискриминационным для нас предложение о том, что ЕАТ в рамках пилотного проекта не будет взимать никакой комиссии, в то время как все электронные площадки комиссию взимают, - заявляли тогда "Интерфаксу" в компании. - По итогам пилотного проекта считаем, что правительством РФ будет определена плата за участие в закупочных сессиях и порядок ее взимания".

Стоит отметить, что, по мнению участников рынка закупок, именно малые закупки должны оставаться для участников бесплатными.

В свою очередь Минфин и Федеральное казначейство ранее заявляли, что рассматривают "Березку" именно как пилотный проект, по результатам реализации которого будет определяться как формат электронизации закупок малого объема, так и финансовая модель для этого сегмента. При этом представители ведомств подчеркивали, что наилучшим вариантом представляется наличие конкуренции в области закупок малого объема.

В то же время свои электронные магазины для проведения закупок малого объема или подобные электронные сервисы имеют ряд электронных торговых площадок (ЭТП), а также региональных органов власти.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

Теги