Рынок закупок канцтоваров и его характеристики (конкуренция, торги, цены, и др.)
04 февраля 2022
Текстовая версия доклада, представленного «Интерфакс-ProЗакупки» на Public talk «Современное снабжение офисов и хоум-офисов канцтоварами: бюджеты, ассортимент, процессы, автоматизация» в рамках прошедшей в Крокус Экспо со 02 по 04 февраля 2022 года выставки «Скрепка Экспо», организатор мероприятия - Ассоциация «Объединение административно-хозяйственных профессионалов» (Объединение АХП).
|
Первоначально «Интерфакс» возник в качестве одного из сильнейших информационных агентств, лидера российского информационного рынка в сегменте B2B. В настоящее время «Интерфакс» - крупнейшая на постсоветском пространстве информационная группа, создающая профессиональные информационные системы, которые помогают компаниям работать на финансовом и товарном рынках, принимать инвестиционные решения, управлять рисками, выполнять регулятивные требования. Среди этих систем наиболее известны СПАРК (https://spark-interfax.ru), СКАН (https://scan-interfax.ru), АСТРА (https://tp.interfax.ru) и др.
В числе прочего есть и специализированные продукты и услуги для рынка государственных и корпоративных закупок, объединенные под брендами «Маркер» (система анализа товарных рынков, заказчиков и поставщиков, https://marker-interfax.ru) и «Интерфакс-ProЗакупки» (новости и коммуникации между заказчиками, поставщиками и регуляторами https://prozakupki.interfax.ru).
Проанализируем с помощью системы «Маркер» рынок закупок канцтоваров: сколько и чего закупалось. Для этих целей в «Маркере» выберем уже выделенный системой товарный рынок «Бумага и канцтовары».
Видим, что за 2021 год на данном рынке было 101 246 позиций в планах-графиках заказчиков, проведено 65 625 процедур и заключено 68 080 контрактов на общую сумму 28,7 млрд рублей..
По стоимости заключенных контрактов 2/3 данного рынка приходится на бумагу и картон (20 591 млн руб. в 2021 году, код ОКПД2 17.12 «Бумага и картон») и еще 1/5 – на принадлежности бумажные канцелярские (6 179 млн руб., код ОКПД2 17.23 «Принадлежности канцелярские бумажные»). На все прочее (клей, скрепки и т. д.) остается менее 2 млрд руб. в год, то есть менее 7% от общего рынка канцтоваров.
|
Самый крупный заключенный в 2021 году контракт на приобретение продукции в сфере канцтоваров был на сумму почти 415 млн рублей, на поставку бумаги офсетной. Заказчиком в данной закупке было АО «ПЕРВАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ». Из любопытного можно отметить, что данный заказчик и в указанном контракте, и в контракте на сумму 164 млн руб. (поставка обложечного картона) сразу указывал наименование желаемого производителя продукции, пусть и с требуемой госзакупочным законодательством оговоркой «или эквивалент».
Всего на сумму не менее 150 млн рублей в 2021 году было заключено 9 контрактов – они перечислены в Таблице 2. Интересны два контракта, в которых заказчиком был Центр специального назначения МВД России, на изготовление и поставку национальных водительских удостоверений, один на сумму 199 млн руб., второй на 190 млн руб.. В обоих закупках победителем стало АО «Гознак», но оба контракта достались ему не просто так, а после жесткой ценовой борьбы, в результате которой снижение составило 54% и 55% от начальной цены, соответственно. Так, в первой из данных закупок НМЦК составляла 393 млн, с АО «Гознак» активно соревновалось ООО «ПОЛИГРАФ-ЗАЩИТА СПБ»; во второй конкурентом у АО «Гознак» была уже другая организация – ООО «ЗНАК», но АО «Гознак» сумело за счет снижения цены победить в обеих процедурах.
|
Самым крупным заказчиком канцтоваров в 2021 году стало АО «Почта России» с существенным отрывом от всех остальных (объем закупок в полтора раза больше, чем у второго по величине заказчика, ООО «Газпромкомплектация»). Все прошлые года АО «Почта России» также являлась либо абсолютным лидером, либо входило в число крупнейших.
|
Анализируя поставщиков канцтоваров, можно видеть, что статистика многих игроков сильно флуктуирует, в какие-то годы входя в топ, а в какие-то контрактуя существенно меньше.
На втором месте по объему поставок за 2021 год находится ООО «МОСКАНЦ», которое было зарегистрировано 28.10.2019 и сразу стало активно занимать лидирующие позиции на рынке. Правда, при этом согласно индикаторам системы «Маркер», данная компания регулярно демпингует («Характерной чертой поведения компании на торгах является значительное снижение НМЦК») и регулярно выплачивает штрафы заказчикам за просрочку поставки (в базе «Маркера» более 300 начисленных штрафов поставщику за эти два года).
Что касается лидера рынка ООО «КАНЦАЙЛЕНД», то ему также характерен демпинг («Характерной чертой поведения компании на торгах является значительное снижение НМЦК»), массовые штрафы за просрочку или ненадлежащее выполнение контрактов (пусть по числу и в несколько раз меньше, чем у ООО «МОСКАНЦ»), а с 07.12.2021 организация включена в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков), причем предметом поставки были не канцтовары, а «изготовление и поставка масок защитных» (заказчик – Росстат).
Также в топ входят два давно действующих региональных поставщика: ООО «МАСТЕР» (Новосибирск) и ООО «ОФИСНАЯ ТЕХНИКА» (Рязань), с совсем незначительным объемом контрактов с демпингом и малым числом штрафов по контрактам.
Уже упоминавшийся ранее АО «Гознак» одновременно является и значимым поставщиком, и в отдельные годы – одним из крупнейших заказчиков канцтоваров.
|
В системе «Маркер» есть несколько десятков предустановленных индикаторов, которыми система размечает закупки и контракты по тем или иным параметрам. Посмотрим несколько наиболее интересных из них.
Одна из особо звучащих тем в последние годы – поддержка и развитие малого бизнеса. На рынке канцтоваров по итогам процедур госзакупок (т. е. по 44-ФЗ) из 56 932 заключенных контрактов в 55 641 случаях (т. е. в 97,7%) исполнителем является МСП; по сумме заключенных госконтрактов на МСП приходится 12 980 млн из 13 726 млн (94,6%).
На втором месте по числу возникновения – индикатор «есть неучаствующие заявки», т. е. допущенные к торгам, но не заявляющие свои цены. Такой индикатор встречается в 25 661 из 65 625 процедур 2021 года (суммарно 44-ФЗ + 223-ФЗ), т. е. в 39% контрактов (если по сумме – то в 44%, 18 451 млн руб. из 41 699 млн руб.). Подобное пассивное поведение нередко характерно для сговора группы лиц о неснижении цены при распределении побед между ними.
На третьем месте – значения индикатора наличие демпинга (снижение свыше 25%), встречается в 17 708 из 65 625 процедур 2021 года (суммарно 44-ФЗ + 223-ФЗ), т. е. в 27% контрактов (если по сумме – то в 11,7%). Самыми дорогими с демпингом были два уже упоминавшихся контракта на изготовление и поставку национальных водительских удостоверений территориальным органам МВД России по субъектам РФ для нужд ЦСН БДД МВД России, один на сумму 199 млн руб., второй на 190 млн руб., победителем в которых было АО «Гознак».
Противоположная демпингу крайность – торги почти без снижения (со снижением цены от НМЦК не более 2%) зафиксированы в 12 229 процедурах из 65 625, т. е. в 18,6% (если по сумме – 13,9%).
|
Ежегодное количество договоров на закупку канцтоваров колеблется около значения ~60 тысяч штук, при этом их сумма постепенно растет: с 21,5 млрд рублей в 2017 году до 28,7 млрд рублей в 2021 году.
Суммы закупок канцтоваров по 223-ФЗ и 44-ФЗ сопоставимы между собой все последние годы. При том, что общий объем закупок по 223-ФЗ в разы выше чем по 44-ФЗ. То есть доля закупок канцтоваров в 44-ФЗ существенно выше чем в 223-ФЗ, что в общем и логично, учитывая что субъекты 223-ФЗ закупают для производства, а субъекты 44-ФЗ являются госорганами, и им требуются именно канцтовары для выполнения процедурно-бюрократических действий.
Крупнейшими регионами поставки канцтоваров в стране являются Москва и Санкт-Петербург, что также вполне ожидаемо: с адресом поставки в Москву разные заказчики в 2021 году закупили на 7 584 млн руб. в 4 992 контрактах, в Санкт-Петербург на 2 634 млн руб. в 5 435 контрактах.
|
|
Чаще всего закупка данной продукции проводится на электронном аукционе, что соответствует требованиям закупочного законодательства и закупаемой номенклатуре, для которой имеется сложившийся рынок и которую можно однозначно описать для последующего выбора поставщика в первую очередь по цене.
|
Сравним регионы между собой. Первое место по доле числа закупок с единственной заявкой разделили Чеченская Республика и Иркутская область (45,6% и 45,3%, соответственно). При этом в Чеченской Республике общая сумма закупок канцтоваров с единственной поданной заявкой составляет 51 млн (51,5% от общей суммы закупок канцтоваров в регионе), а в Иркутской области 94,6 млн руб. (34% от общей суммы закупок канцтоваров в регионе).
Иркутская область заняла в этом «рейтинге» еще два вторых почетных места: по абсолютной сумме закупок с единственной заявкой (1-е место заняла Москва с 1 млрд 959 млн в 380 закупках канцтоваров с единственной заявкой, что, правда, составило только 12% по числу и 30,8% по сумме из общего объема закупок канцтоваров регионом) и по количеству закупок с единственной заявкой (1-е место занял Санкт-Петербург с 417 процедурами закупок канцтоваров с единственной заявкой, на общую сумму 54 млн руб., что, правда, составило лишь 10,8% по количеству и 4% по сумме из общего объема закупок канцтоваров регионом).
Любопытный момент: не всегда единственная поданная заявка означает отсутствие снижения цены. Так, за 2021 год была 71 процедура закупки канцтоваров с единственным участником, и при этом снижение составило 25% и более, на общую сумму 8 млн руб. НМЦК. По регионам подобные закупки с единственным участником без снижения цены распределились достаточно равномерно.
По доле закупок с демпингом (снижение более 25%), если не считать Коми-Пермяцкий округ с единственной закупкой в 120 тыс. руб. НМЦК и ценой контракта 77,8 тыс. руб., то наибольшая доля с демпингом и по числу закупок, и по сумме приходится на Калининградскую область, в которой с демпингом оказалось около 300 закупок (57% от общего количества закупок канцтоваров в регионе) на сумму 53,9 млн руб. (42,8% от общей суммы закупок канцтоваров).
На втором месте также одновременно и по доле числа закупок и по доле стоимости закупок находится Санкт-Петербург, в котором с демпингом оказалось свыше 1900 закупок (50% от общего количества закупок канцтоваров в регионе) на сумму 543 млн руб. (39,5% от общей суммы закупок канцтоваров в регионе).
В состоявшихся закупках канцтоваров, в которых почти не было снижения цены (точнее, снижение составило не более 2%), по доле, по числу и по сумме лидирует Республика Дагестан (22,4% от всех закупок по количеству, или 27,7% по сумме, на 49,6 млн руб.).
На втором месте по доле числа таких процедур находится Республика Ингушетия (20,3% от всех закупок по количеству, или 15% по сумме, на 4 млн руб.). По доле по сумме закупок на втором месте Астраханская область (21,3% на сумму 19,6 млн руб., что составляет 17% от числа закупок региона).
Вместе с тем надо помнить, что отсутствие снижения на торгах может указывать как на признаки сговора, так и на грамотное планирование, поэтому может являться лишь поводом для более внимательного рассмотрения конкретных закупок.
Таблица 6. Суммарные данные по регионам |
|
|
Конкуренция по закупкам канцтоваров в среднем достаточно высокая, и составляет 3,48 по стране (2,64 среди допущенных и принявших участие)
Максимальная конкуренция по канцтоварам была в Алтайском крае (5,6 заявок на лот; хотя среди допущенных и принявших участие значительно ниже – 2,6 заявки на лот), чуть ниже в Республике Алтай (4,9) и Краснодарском крае (4,6).
Менее чем по 2 участника на лот приходило в Чеченской Республике, Корякском округе, Иркутской области и Байконуре, на эти регионы поставщикам рекомендуется обратить внимание как на самые «неокученные».
|
|
|
Это основные выводы по рынку канцтоваров. При желании каждый может самостоятельно проанализировать детально локальный рынок своего региона или конкретной номенклатуры, историю закупок конкретного заказчика или поставщика, найти новых поставщиков и/или производителей, оценить эффективность закупок, перспективность поставок и т.д. Как и у иных систем «Интерфакса», у Маркера есть возможность демодоступа для ознакомления с возможностями системы.