Минфин РФ планирует ускорить темпы развития контрактной системы в России

          2

15 сентября 2017 15:42

Москва. 15 сентября. ИНТЕРФАКС - Минфин РФ намерен сохранить преемственность в вопросе развития и регулирования системы госзакупок, но постарается нарастить темп и концентрироваться на приоритетах, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе рабочей встречи с руководителями по закупкам крупнейших компаний с государственным участием в аналитическом центре "Интерфакс-ProЗакупки".

"Никаких принципиальных изменений в регулировании закупок мы не планируем", - сказал А.Лавров.

Говоря о планах в сфере законодательной и нормативной базы системы закупок, А.Лавров назвал в числе главных приоритетов обеспечение принятия системных поправок к федеральным законам "О контрактной системе" (44-ФЗ, регулирует закупки госзаказчиков) и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ, регламентирует закупки госкомпаний). "Они находятся в Государственной Думе с 2015 года, - отметил заместитель министра финансов. - Это самые важные, основные изменения, по сути, завершение отстройки законодательной базы сферы госзакупок".

А.Лавров напомнил, что поправки к 223-ФЗ предусматривают формализацию перечня закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), перевод в электронный формат закупок у МСП и перевод этих закупок на электронные торговые площадки (ЭТП), аккредитованные для проведения закупок госзаказчиков, формирование типовых требований (создание типового положения о закупках).

"Здесь идет дискуссия, в том числе с госкомпаниями, о необходимости провести линию: где проходит коммерческий интерес компаний, а где интерес государства как владельца, собственника, и в какой степени оно должно регулировать эту область, - сказал. А.Лавров. - Надо провести разделение - это даст понимание и единые правила игры". Для повышения единообразного понимания, в частности, Минфин рассматривает возможность создания соответствующего экспертного совета.

По словам А.Лаврова, действующая редакция 223-ФЗ не привела к ожидаемому результату - прозрачности и развитию конкуренции. Результатом стали поправки к 223-ФЗ, которые изначально предполагали перевод всех закупок госкомпаний в электронный вид. "Но решили не торопиться и перевести в электронный вид только закупки у субъектов МСП, - сказал он. - Но и здесь ситуация немногим лучше: мы получили формальный рост доли МСП в общем объеме закупок за счет малого бизнеса, который зачастую был создан специально для участия в закупках. То есть, получили исполнение буквы закона, а не духа".

"В итоге имеем попытку формализовать закупки у МСП и организовать их проведение на аккредитованных ЭТП, - добавил А.Лавров. - Планов по масштабированию этого подхода (введение ограниченного числа конкурентных процедур, их проведение в электронном виде - ИФ) на все закупки госкомпаний пока нет".

В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова подчеркнула, что заявленные изменения в 223-ФЗ обусловлены необходимостью поддержки субъектов МСП. "Это основная нить, которая сейчас будет проходить через все законопроекты, это основная задача государства - непосредственно подержать субъекты МСП, - сказала она. - Одна из основных мер поддержки - обеспечить их доступ к программам закупок крупных госкомпаний".

По словам Т.Демидовой, в настоящее время Минфин готовит два законопроекта с дополнениями к 223-ФЗ. Один из них направлен на формирование перечня документов, которые заказчик вправе требовать от участника закупок в лице субъекта МСП в составе заявки.

"Практика показала, что у каждого заказчика свои требования - есть объективные и совершенно разумные требования, но есть и требования, которые выполнить совершенно невозможно, - рассказала Т.Демидова. - Например, когда заказчик требует от участника процедуры представить подтверждение того, что субподрядчик ранее уже заключал аналогичные контракты, то есть ему нужно подтвердить не только свой опыт, но и опыт своего поставщика. Поставщики чаще всего этого сделать не могут, поскольку ранее заключенные контракты - коммерческая тайна. Поэтому такие требования, как правило, являются препятствием для участия в торгах многих поставщиков".

Другой законопроект предполагает изменение требований к банковским гарантиям, которые можно требовать от субъекта МСП в составе заявки. При этом Т.Демидова отметила, что основная задача нововведения - искоренение практики, когда заказчик выставляет требование о предоставлении банковской гарантии конкретного банка. Как правило, банка, с которым он работает.

В ходе встречи представители госкомпаний обратили внимание Минфина на ряд актуальных для них вопросов. В их числе - необходимость доработки правительственного постановления о предоставлении преференций поставщикам товаров, происходящих из России и стран ЕАЭС (постановление № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами"). В действующей редакции документа нет четкого определения, как согласовать нормы о предоставлении преференций с требованиями ВТО.

Также госкомпании обсудили использование субъектами 223-ФЗ свыше 3,5 тысяч наименований способов проведения закупок и указали на необходимость доработки интерфейса Единой информационной системы (ЕИС).

"Проблема в том, что по 223-ФЗ в ЕИС способы, формы и виды проведения закупок объединены в одну категорию - из-за этого возникает увеличение наименований способов закупок в разы - например: запрос цен, запрос цен в электронной форме, запрос цен в бумажной форме, открытый, закрытый и т.д., что в итоге один способ закупки превращает в 8 разных, - сказала заместитель директора департамента методологии и организации закупочной деятельности "Росатома" Наталья Дорошенко. - Необходимо отделить способ закупки от формы (электронная и бумажная) и вида (открытый и закрытый) ее проведения, предусмотрев возможность конструирования".

В ходе встречи были обсуждены и другие вопросы, включая особенности закупок инновационной продукции, импортозамещение в сфере информационных технологий, возможности приоритетного приобретения продукции напрямую у производителя, особенности проведения закупок в условиях применения санкций и др.

Руководитель департамента закупок Внешэкономбанка Евгений Князев отметил, что функциональному заказчику нужен конечный результат - своевременно поставленная продукция с необходимыми характеристиками качества и по оптимальной цене. Поэтому, по его словам, важно, чтобы нормативное регулирование системы закупок позволяло компаниям с госучастием эффективно выстраивать бизнес-процесс проведения закупки и достигать наилучший результат.

Аналитический центр "Интерфакс-Закупки" образован в конце прошлого года. Занимается сбором и анализом данных в области госзакупок и закупок госкомпаний, публикацией актуальной информации, а также организацией диалога между руководителями по закупкам компаний с государственным участием с представителями федеральных органов власти и с поставщиками.

Служба финансово-экономической информации

business@interfax.ru

finance@interfax.ru

Теги