Роль электронных площадок в увеличении товарооборота продукции гражданского и двойного назначения организаций ОПК

05 июня 2023 17:14

Москва. 5 июня. Механизм закупок в «электронных магазинах» (так называемые, «закупки с полки») электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных Правительством РФ для проведения госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в настоящее время является, по сути, самым быстрым и эффективным инструментом внутренних закупок для обеспечения производства сложносоставной высокотехнологичной продукции организациями оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

По действующей редакции 223-ФЗ госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров. Эти нормы распространяются на госкомпании с годовой выручкой более 500 млн рублей, а также на автономные учреждения, которые в течение года заключают контракты на поставку товаров, работ, услуг на общую сумму более 250 млн рублей.

Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), которые позволили госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн, а с 9 мая 2023 до 5 млн рублей по специальной электронной процедуре - "закупка с полки" или "электронный магазин".

Эта норма вступила в силу с 1 апреля 2021. Она фактически повысила порог для закупок малого объема до 5 млн рублей при условии их проведения по указанным правилам. Впрочем, параллельно продолжает действовать норма, позволяющая заказчикам осуществлять закупки малого объема (до 600 тыс. рублей) без проведения закупочной процедуры.

По данным операторов ЭТП, в первые месяцы после запуска механизма "электронных магазинов" госзаказчики не проявляли большой активности в использовании такого способа закупки. При объявлении закупки, заказчик должен максимально точно указывать характеристики: код КТРУ, географию поставки. Любая несостыковка с размещенным предложением поставщика отсекает последнего от закупки.

Параллельно Постановление правительства РФ №2323 дает возможность заказчикам по 223-ФЗ, в рамках закупок для МСП на сумму до 20 млн рублей, использовать электронные магазины ЭТП, отобранные для проведения закупок по 44-ФЗ.

Теперь, с 1 июля 2022 года заказчики по 223-ФЗ, могут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП, в которых могут принимать участие только субъекты МСП, с помощью "электронного магазина". Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы "электронного магазина" для закупок малого объема, который установлен в рамках 44-ФЗ. Он предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара в соответствии с КТРУ. Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

Договор в рамках такой закупки заключают не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал.

Если победитель закупки отказывается от заключения договора, то заказчик может заключить договор с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от договора без санкций.

После заключения договора оператор торговой площадки не позднее одного часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.

Обязанность по налаживанию интеграции с ЕИС возложена на операторов электронных площадок.

При обновлении позиции КТРУ заказчики обязаны учитывать эти сведения с определенного времени. Эти корректировки участники должны указывать в предварительном предложении, чтобы исключить случаи отклонения.

Новые правила закупок малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.

Стоит отметить, что в настоящее время многие крупные госкомпании уже используют "электронные магазины" ЭТП для проведения своих закупок малого объема (до 500 тыс. рублей) в электронной форме. При этом порядок проведения таких закупок у госкомпаний может различаться.

В первой половине 2021 года крупнейшие госкомпании РФ заключили с субъектами МСП контракты на 1,9 трлн рублей. По результатам закупок, участниками которых могли быть только субъекты МСП, были заключены контракты на 619 млрд рублей. Средняя стоимость по этим договорам составила 8,5 млн рублей.

Несмотря на то что закупки МСП до 20 млн. рублей составляют 94,5% всех закупок для МСП, данный механизм сегодня нуждается в дальнейшей популяризации.

Вместе с тем специалисты Института государственно-частного планирования, считают, что такой механизм может стать рабочей платформой для сети научно-промышленных кластеров двойного назначения, которую Институт выстраивает по поручению Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Целью создания научно-промышленных кластеров двойного назначения является обеспечение региональной кооперации организации оборонно-промышленного комплекса, научно-образовательных организаций, средних и малых инновационных компаний для выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, сохранения и развития научно-промышленной инфраструктуры и кадрового потенциала организаций ОПК, оперативного переключения между режимами диверсификации и мобилизации.

Основная сложность в реализации такой продукции предприятий ОПК (как правило, это компании с госучастием) связана с тем, что большинство таких предприятий не имеет налаженных схем работы на рынке гражданской продукции. Это усугубляется спецификой «оборонки», где, зачастую, цена – не основной критерий при выборе поставщиков необходимых (для производства) материалов, компонентов, узлов будущей продукции. При этом необходимо учитывать, что даже крупные предприятия ОПК, как правило, работают по принципу консорциумов, когда часть узлов и компонентов изделия производится и поставляется другими предприятиями «оборонки».

Предполагается, что решению этой задачи будет способствовать создание научно-промышленных кластеров двойного назначения. Сильной стороной кластерного подхода является так называемая возможность «командной игры» госкомпании со своими поставщиками в целях их развития до уровня поставщиков качественной продукции по выгодной цене.

В целях реализация этого механизма Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ была создана Межведомственная рабочая группа по научно-промышленным кластерам двойного назначения, в рамках которой Институтом государственно-частного планирования были разработаны базовые методические рекомендации для исполнительных органов федеральной и региональной государственной власти, и предприятий ОПК по созданию подобных кластеров. Институтом ГЧП были организованы и проведены выездные совещания в целом ряде регионов присутствия предприятий ОПК, приведшие к плановой работе по созданию научно-промышленных кластеров двойного назначения. По результатам этих совещаний были подписаны договора с лидерами производственной кооперации по созданию таких кластеров в Томской и Свердловской областях, готовятся к подписанию соглашения с Московской областью, городом Санкт- Петербургом, Новосибирской областью и другими. В основе каждого из научно-промышленных кластеров двойного назначения лежат особенные компетенции и технологии, позволяющие выпускать уникальные продуктовые линейки высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, решающие актуальные проблемы, стоящие перед страной в разрезе импортозамещения и реализации национальных проектов.

Таким образом был найден механизм, который отвечал на задачу «создать систему, позволяющую управлять процессом диверсификации», поставленную президентом РФ Владимиром Путиным в 2018 году перед организациями ОПК, наряду с увеличением выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения до 50% к 2030 году (Пр-288 от 17 февраля 2018 г.).

На сегодняшний день созданы и уже успешно функционируют Томский научно-промышленный кластер двойного назначения «Комплексные автоматизированные системы»; Свердловский научно-промышленный кластер двойного назначения металлургии и металлообработки; Свердловский научно-промышленный кластер двойного назначения транспортного машиностроения.

В ходе реализации данных пилотных проектов стало понятно, что механизм научно-промышленных кластеров двойного назначения позволяет по-новому переосмыслить сложившуюся в регионах научную и производственную инфраструктуру, произвести ее ревизию и пересобрать в единую региональную инновационную систему, в которой ядром и опорой пространственного каркаса страны становятся научно-промышленные кластеры двойного назначения, включая в свою кооперацию как созданные еще в советское время остатки территориально-производственных комплексов на базе ОПК, институтов РАН, так и инновационные современные производства. Такая конфигурация за счет ее быстрой адаптивности позволяет оперативно переключаться между задачами диверсификации организаций ОПК и увеличения их мобилизационной готовности.

Важная роль при создании научно-промышленных кластеров двойного назначения отводится так называемому лидеру производственной кооперации – организации-инициатору, обладающей производственными компетенциями по выпуску и выводу на рынок высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения и предоставляющей свои организационно-финансовые ресурсы для этого. Наличие лидера производственной кооперации от частного бизнеса и создание координационного центра кластера с его участием позволяет в случае необходимости увеличения нагрузки по гособоронзаказу на организации ОПК, сохранить выпуск запланированных проектов гражданского и двойного назначения и выступить ответственной стороной исполнения государственного гражданского заказа, в том числе пригласив к его реализации другие региональные инновационные компании.

Так, в регионах с развитым оборонно-промышленным комплексом начал отрабатываться механизм горизонтальной региональной кооперации между организациями ОПК (входящими в разные вертикально-интегрированные холдинги) с инновационными и научно-образовательными организациями и научно-исследовательскими институтами Российской академии наук по той умной (рациональной) специализации, которая традиционно была развита в данном субъекте РФ, с целью формирования высокотехнологичных импортозамещающих проектов, актуальных для региона присутствия. Стали складываться внутренние правила кооперации, основанные на государственно-частном планировании и партнерстве, происходить объединение производственных мощностей, команд специалистов, создаваться российские программно-аппаратные комплексы.

Особую важность в укреплении внутренней и внешней кооперации, обеспечении информационно-коммуникационной связности мы отводим ЭТП и новым возможностям прямых закупок на нашей витрине сети научно-промышленных кластеров двойного назначения.

ГЕЛЛЕР Александр Яковлевич, исполнительный директор ЭТП etprf.ru

АНТИПИНА Елена Александровна, генеральный директор Института государственно-частного планирования, руководитель Межведомственной рабочей группы по научно-промышленным кластерам двойного назначения, член Межведомственной рабочей группы коллегии Военно-промышленной комиссии РФ по диверсификации и развитию рыночных механизмов в организациях ОПК в целях импортозамещения и реализации национальных проектов, член Совета по региональной политике РАН

Теги