ГОЗ может получить собственный каталог товаров, работ, услуг

04 августа 2020 10:33

Москва. 4 августа. ИНТЕРФАКС - Для закупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) может быть создан собственный каталог товаров, работ, услуг, следует из проекта правительственного постановления, опубликованного на портале проектов нормативных, правовых актов.

Сам документ определяет требования к информационно-аналитической системе сопоставления цен на однородные товары, работы, услуги для государственного оборонного заказа. По замыслу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, подготовившей проект правительственного постановления, эта система должна будет обеспечивать сбор, размещение и хранение обрабатываемой информации в электронной форме, ее анализ, осуществлять контроль сроков размещения информации в системе и т.п.

Также в проекте правительственного постановления указаны планируемые функциональные возможности этой системы. В их числе аналитика цен на товары, работы, услуги по ГОЗ (за счет сопоставления с информацией о ценах на однородные товары, работы и услуги из иных информационных систем, сайтов аналитических агентств, товарно-сырьевой биржи, производителей и т.д.), автоматизация контрольной деятельности ФАС в сфере государственного оборонного заказа;

Кроме того, по замыслу разработчиков система должна будет обеспечивать ведение каталога товаров, работ, услуг по ГОЗ и реестра единственных поставщиков, формирование реестра цен на продукцию на основании информации, размещаемой в системе.

В настоящее время названные каталог и реестры не существуют.

В то же время Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) действует в рамках Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок. Его формирование началось в 2017 году. Минфин рассчитывает завершить базовое наполнение КТРУ до конца текущего года.

"По каталогу работа никогда не завершится (в том числе из-за появления новых товаров, работ, услуг - ИФ), - говорил в июне заместитель министра финансов Алексей Лавров. - Но наиболее часто и объемно закупаемые товары, работы, услуги планируем включить в КТРУ в 2020 году".

К середине текущего года, по словам Лаврова, в каталоге более 66 тыс. позиций товаров, работ, услуг.

"В прошлом году 13-14% закупок проводилось с использованием каталога, - отмечал заместитель министра финансов. - Сейчас этот показатель составляет около 20%".

В свою очередь Федеральное казначейство рассчитывает, что в перспективе КТРУ, то есть закупки с использованием информации из этого каталога, смогут заменить собой действующие способу госзакупок - за счет интеграции с электронными магазинами.

"Текущие процедуры обременены большим количеством процедурных моментов, - говорила осенью прошлого года заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе. - Вместо них должны быть проработаны современные процедуры. Одной из них может стать закупка из каталога ЕИС путем интеграции с крупными участниками электронной торговли".

При этом Катамадзе отмечала, что закупка из каталога по сравнению с электронными аукционами должны предусматривать другой подход. Вместо выбора поставщика - выбор товара, как это реализовано в "Яндекс.Маркете", в Amazon. То есть, поставщик должен прийти в электронный магазин и положить свой товар на его полку - с обязательством поставить определенное количество товара по определенной цене на конкретной территории.

Также регуляторы рассчитывают, что КТРУ поможет в решении проблем, связанных с определением начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и нормированием закупок. Ранее регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале текущего года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов.

"Так, уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, - говорил Артюхин. - Госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает".

"Видим основную проблематику на этапе формирования НМЦК, - говорила летом прошлого года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева. - При проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства".

Теги