ВЭБ и региональные гарантийные организации могут выйти на рынок банковских гарантий в госзакупках

01 июня 2020 08:08

Москва. 1 июня. ИНТЕРФАКС - Госкорпорация ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации, действующие в соответствии с законом "О развитии малого и среднего предпринимательства", могут выйти на рынок банковских гарантий в госзакупках. Такая норма включена в оптимизационный пакет поправок к закону "О контрактной системе" (N44-ФЗ), который имеется в распоряжении "Интерфакса".

Согласно новой норме ВЭБ и гарантийные организации смогут наравне с банками выдавать гарантии (на обеспечение заявок на участие в закупках, на обеспечение исполнения контракта) участникам госзакупок. При этом сами банковские гарантии станут называться независимыми гарантиями.

За ведение перечня региональных гарантийных организаций будет отвечать Минфин РФ. Как и за его формирование на основе сведений, предоставленных Минэкономразвития.

Как сообщалось, по итогам I половины 2019 года (результаты мониторинга госзакупок за весь 2019 год Минфин к настоящему времени еще не опубликовал) в реестр банковских гарантий были включены сведения о 365 тыс. банковских гарантиях на общую сумму 511 млрд рублей. По действующей редакции N44-ФЗ, госзаказчики имеют право устанавливать требование о предоставлении гарантий исполнения контракта в размере до 30% от начальной максимальной цены контракта.

Еще одна норма оптимизационного пакета поправок к N44-ФЗ делает банки, ВЭБ и региональные гарантийные организации, предоставляющие гарантии в раках госзакупок, субъектами контроля закона "О контрактной системе". В частности, в их отношении могут проводиться внеплановые проверки при получении Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России соответствующих жалоб.

Ранее вопрос о включении банков в число субъектов контроля в рамках N44-ФЗ уже поднимался. Участники госзакупок, электронные торговые площадки (ЭТП) неоднократно отмечали, что банки нередко допускают нарушения норм N44-ФЗ, регламентирующих работу со спецсчетами и банковскими гарантиями.

"Проблематика (неплатежей по банковским гарантиям - ИФ) известна, и такое явление имеет место быть, - говорила в прошлом году руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова. - Министерство совместно с ЦБ РФ проводит анализ по возможности влияния на финансовые организации в части исполнения ими обязательств по банковским гарантиям".

Весной-летом прошлого года был подготовлен и принят первый оптимизационный пакет поправок к N44-ФЗ. Он был направлен преимущественно на сокращение сроков проведения закупочных процедур и их упрощение. При этом отмечалось, что по этим поправкам у регуляторов и заинтересованных ведомств фактически не было разногласий, что позволило принять документ в течение нескольких месяцев.

Другие поправки, требующие доработок, согласования и т.п., регуляторы решили включить во второй, так называемый осенний (предполагалось, что он будет подготовлен и принят Госдумой в течение осенней сессии), пакет поправок.

Подготовка второго оптимизационного пакета поправок к N44-ФЗ была завершена только в мае, в том числе из-за пандемии коронавирусной инфекции и введения в РФ режима самоизоляции, что потребовало оперативного изменения закупочного законодательства и корректировки других законопроектов, находящихся на стадии подготовки. В конце мая Минфин внес согласованный со всеми ФОИВами оптимизационный пакет поправок к N44-ФЗ на рассмотрение правительства РФ.

Теги