Вступление в силу новых правил работы на рынке ЭЦП может быть перенесено на полгода

13 мая 2020 13:28

Москва. 13 мая. ИНТЕРФАКС - Вступление в силу новых правил работы на рынке электронной цифровой подписи (ЭЦП) может быть перенесено на полгода, следует из правительственного законопроекта, внесенного на рассмотрение Госдумы.

Сам документ предусматривает внесение в ряд законов изменений, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Одна из таких поправок изменяет сроки вступления в силу некоторых новых положений закона "Об электронной цифровой подписи" (63-ФЗ).

"Необходимо перенести с 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года сроки вступления в силу положений, касающихся аккредитации и функционирования доверенных третьих сторон, удостоверяющих центров, осуществляющих хранение ключей подписи и позволяющих дистанционно ими управлять (облачная квалифицированная подпись)", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Это изменение сроков распространяется на положения об участии в процедуре аккредитации удостоверяющих центров специальной правительственной комиссии, а также на нормы, связанные с применением специальных структурированных электронных машиночитаемых доверенностей.

Кроме того, предлагается перенести на 1 января 2022 года срок вступления в силу положений 63-ФЗ, определяющих порядок использования квалифицированной электронной подписи различными пользователями (юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели и т.п.).

"Одновременно законопроектом предполагается закрепить положения о том, что удостоверяющие центры, аккредитованные до 1 июля 2020 года, вправе создавать и выдавать вплоть до 1 декабря 2021 года квалифицированные сертификаты, которые будут действовать до истечения срока, на который они выданы, но не более чем до истечения срока аккредитации таких удостоверяющих центров и не позднее чем до 1 января 2022 года", - разъясняется в пояснительной записке.

"Перенос сроков вступления новых норм - это ожидаемое решение по причине большой доли неопределенности в механизме самих изменений: до настоящего времени не были приняты подзаконные акты, регламентирующие нововведения в 63-ФЗ, в частности, нет регламентных документов определяющих работу с машиночитаемой доверенностью и документов регламентирующих работу третьей доверенной стороны, - отметил "Интерфаксу" гендиректор "РТС-тендер" (является, в числе прочего, удостоверяющим центром, работающим в сфере закупок) Владимир Лишенков. - Любое законодательное изменение влияет на дальнейшее функционирование всего рынка. В отношении УЦ, в данном случае, это стабильность для существующих центров. Клиентам же необходимо быть внимательными, возможно будут перенесены сроки вступления в силу не всех поправок к 63-ФЗ, поэтому лучше не затягивать с выпуском новой ЭЦП в случае приближения сроков окончания текущей".

По словам участников рынка ЭЦП, в условиях пандемии коронавирусной инфекции и режима самоизоляции значительно вырос спрос на услуги удостоверяющих центров. Причем, прежде всего со стороны физических лиц. Так, в "Единой электронной торговой площадке" (ЕЭТП, работает под торговой маркой "Росэлторг") отметили, что если раньше 90% обращений на оформление ЭЦП поступало от юридических лиц, то сейчас заметно возросла доля физических лиц. На них теперь приходится до 20% от общего количества заявок. "Наиболее популярна облачная подпись для взаимодействия с государственными информационными системами, ФНС, Росреестром, оформления ипотечных сделок, - отметили в компании. - Сегодня большая часть пользователей (более 60%), получивших электронную подпись - москвичи. Следующие по количеству заявок: Санкт-Петербург, Московская область, Екатеринбург, Краснодар и Ростов-на-Дону".

Новые положения 63-ФЗ были подготовлены в прошлом году и подверглись критике как со стороны участников рынка, так и ряда госорганов (в частности, ФНС). По оценкам экспертов, принятие этих поправок приведет к сокращению числа участников рынка ЭЦП с приблизительно 500 удостоверяющих центров до двух-трех десятков. В 2017 году эксперты оценивали объем рынка ЭЦП в 14 млрд рублей.

В свою очередь законодатели, подготовившие эти поправки, объясняли необходимость ужесточения регулирования в сфере использования ЭЦП ростом числа нарушений. "По оценкам ФНС, возможный ущерб от неправомерных действий с применением криптоподписи для федерального бюджета только за минувшие полгода составляет 179 миллиардов рублей, - отмечали в середине прошлого года авторы поправок. - Всего же за полтора года службой было выявлено 43 300 серьезных нарушений в этой сфере".

К концу прошлого года поправки к 63-ФЗ были доработаны, а сам законопроект принят.

Согласно документу, минимальный размер собственных средств (капитала) удостоверяющих центров должен составлять не менее 1 млрд руб. либо 500 млн руб. при наличии не менее чем в 75% регионов РФ одного или более филиалов либо представительств. Сейчас минимальный порог для работы УЦ установлен на уровне не менее 7 млн руб. чистых активов. Кроме того, компания должна будет получить лицензию на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем. Срок аккредитации УЦ сокращается с пяти до трех лет.

Еще одно нововведение - делегирование полномочий по выдаче квалифицированной электронной подписи ФНС (для юридических лиц), ЦБ (для финансовых организаций) и казначейству (для госслужащих). Впрочем, в этом сегменте смогут работать и некоторые удостоверяющие центры.

"УЦ, которые будут выдавать электронные подписи, будут являться не только ФНС, казначейство и Банк России. Будут агенты у ФНС, которые должны соответствовать требованиям, жестким требованиям. Нам необходимо, чтобы оставались только солидные организации на рынке, - говорил в прошлом году глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. - У нас основной рынок это - не юридические лица, а физические лица. Процесс их вовлечения в использование электронной подписи все время расширяется, там до 100 млн может быть пользователей этих услуг. Коммерческие УЦ будут работать на этом рынке, у них это право сохраняется, и, соответственно, все возможности для конкуренции на этом рынке остаются".

Теги