Правительство систематизировало запретительную нормативную базу в сфере госзакупок

06 мая 2020 09:23

Москва. 6 мая. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ систематизировало и консолидировало запретительную нормативную базу в сфере госзакупок, следует из правительственного постановления (№616), опубликованного на портале правовой информации.

Этим документом вводится запрет на закупку госзаказчиками отдельных импортной промышленной продукции (не распространяется на продукцию из стран ЕАЭС), включенной в соответствующий перечень, в котором указано 125 наименований товаров.

В постановлении также указаны случаи, в которых не действует запрет на закупку импортной промышленной продукции. К их числу отнесены отсутствие производства соответствующего товара на территории РФ, закупки одной единицы товара стоимостью не более 100 тыс. рублей, совокупности товаров общей стоимостью менее 1 млн рублей, закупки в интересах ФСО, ФСБ, МВД, Минобороны, Управления делами президента РФ (ограничение, среди прочего, будет действовать на закупку одежды и обуви, автомобилей). Также запрет не распространяется на закупки МВД транспортных средств, которые производятся для "обеспечения безопасности объектов государственной охраны".

Также в документе отмечается, что запреты в отношении госзакупок легковых автомобилей, транспортных средств для перевозки 10 и более человек, грузовых автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи, железнодорожной техники вступают в силу с 1 июля этого года.

В постановлении указывается также, что подтверждением производства той или иной продукции на территории РФ или стран ЕАЭС является включение сведений о такой продукции в реестры промышленной продукции, произведенной, соответственно, на территории РФ и стран ЕАЭС. За формирование и ведение этих реестров отвечает Минпромторг. Министерство должно в течение месяца определить порядок включения информации в эти реестры.

В настоящее время названных реестров, как таковых, нет. На сайте Минпромторга представлен только Перечень промышленной продукции, произведенной на территории РФ.

С принятием этого постановления свою силу утратили более 10 других правительственных постановлений, которые в ранее время регламентировали запреты на закупку госзаказчиками импортных товаров, работ, услуг. Речь идет, например, о постановлениях об установлении запретов на закупку отдельных видов товаров машиностроения, товаров легкой промышленности, отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности и других.

Кроме того, еще несколько аналогичных документов утратят свою силу с 1 июля текущего года.

Как сообщалось, Минпромторг РФ подготовил предложение по консолидации запретительной практики еще осенью прошлого года. Причем это был уже второй вариант соответствующих предложений.

Ранее министерство подготовило несколько проектов правительственных постановлений. Один из них предусматривало использование правила "третий лишний" (запрет на закупку иностранной продукции при наличии двух предложений аналогичной продукции от российских производителей - ИФ) при госзакупках отдельных видов продукции не для нужд обороны и безопасности государства. Другой - введение запрета на закупку отдельных видов иностранной продукции для целей защиты обороны и безопасности, а также реализации нацпроектов.

При этом сама тема импортозамещения при реализации нацпроектов начала прорабатываться с апреля 2019 года. Тогда Минфину, Минпромторгу, Минэкономразвития и ФАС было поручено подготовить предложения по предоставлению преференций конкурентоспособной российской технике в рамках госзакупок и закупок госкомпаний по нацпроектам.

В результате уже в июне-июле прошлого года ведомства занялись подготовкой проектов правительственных директив госкомпаниям о предоставлении преференций российской продукции при закупках. Документы предусматривали установление приоритета закупкам российской продукции, указанной в перечне конкурентоспособной российской продукции, использование которой необходимо для реализации нацпроектов.

Формирование самого перечня конкурентоспособной российской продукции было поручено Минпромторгу РФ.

Помимо этого, Минпромторгу, Минэкономразвития, Минфину, Минкомсвязи и ФАС было поручено проработать вопрос замены прямого запрета на госзакупку иностранной продукции на другие способы поддержки отечественного производителя.

В настоящее время действуют три основных механизма импортозамещения: запрет на закупку зарубежной продукции, правило "третий лишний" (запрет на участие иностранного поставщика при наличии двух российских), предоставление 15%-ной ценовой преференции в отдельных сферах. При этом порядок их применения установлен 12 нормативными правовыми актами, положения которых распространяются на перечень товаров, утвержденный Минфином (более 90 номенклатурных позиций)

Теги