Регуляторы намерены регламентировать сферу закупок малого объема, единого решения пока нет

17 октября 2019 17:08

Москва. 17 октября. ИНТЕРФАКС - Регуляторы намерены на уровне закона обеспечить автоматизацию закупок малого объема, но единого подхода по решению этой задачи пока нет, сообщила в интервью "Интерфаксу" руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова.

"Вопрос автоматизации закупок малого объема мы считаем актуальным и требующим решения, - рассказала Демидова. - Эта тема давно обсуждается и мы подошли к черте, когда уже можно принимать решения, но дискуссия по этой теме будет непростой".

По словам Демидовой, у каждого регулятора есть свое видение, как необходимо решать эту задачу, как выстраивать алгоритм проведения таких закупок, как должны действовать в этой сфере участники.

"Здесь есть несколько важных, принципиальных вопросов, - отметила Демидова. - Один из них - какой механизм должен использоваться при проведении таких закупок, должна ли быть обязательная переторжка? Другой вопрос связан с нахождением консенсуса по электронным магазинам - что они такое?".

В последнем случае речь идет, в частности, о том, кто может выступать в качестве электронного магазина для госзаказчиков - должны ли это быть операторы электронных площадок для госзакупок или здесь нужны другие площадки, сколько должно быть таких магазинов.

Также Демидова отметила, что регуляторам еще только предстоит решить вопрос с правилами работы (включая финансовую модель) самих электронных магазинов.

"Мы для себя видим обязательное взаимодействие электронного магазина с Каталогом товаров, работ, услуг, - сказала Демидова. - Чтобы понимать, что происходит в части закупок, все должны говорить на одном языке. И таким языком должен быть каталог, в котором, в описании той или иной позиции, определена, по сути, потребность заказчика - то, что ему нужно. Привязка закупок к позициям каталога позволит понять, сколько это стоит в разных магазинах, и что заказывает заказчик, и насколько это соответствует потребностям государства. Поэтому все операторы ЭТП, в том числе электронных магазинов, независимо от того, какая модель работы будет выбрана, должны будут использовать Каталог".

Демидова подчеркнула при этом, что модель работы электронных магазинов должна будет удовлетворять регионы, многие из которых уже реализовали и активно используют для автоматизации закупок малого объема собственные электронные магазины.

"Поэтому нам важно не навредить при создании единого механизма для этого сегмента, - добавила Демидова. - То есть, новый механизм должен, в числе прочего, обеспечивать сохранение тех положительных результатов, которые уже достигнуты к настоящему времени на практике применения электронных магазинов".

Как сообщалось, ранее регуляторы неоднократно высказывались о необходимости развития направления электронных магазинов или агрегаторов торговли. Так, заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев заявлял о том, что в этой сфере ведомство предлагает реализовать два механизма. Один - осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой - для закупок объемом до 20 млн рублей - по группе товаров из Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

Федеральное казначейство, в свою очередь, озвучивало планы реализовать в ЕИС новую процедуру - закупки из каталога - в 2020-2022 годах.

"Необходимо сформировать новые закупочные процедуры, которые стали бы хорошей альтернативой электронным аукционам, время проведения которых, несмотря на все сокращения сроков, слишком большое, - говорила заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. - Если найдем способ регулировать закупки на агрегаторах с сохранением всех плюсов аукционов (нераскрытие названия поставщика, учет квалификации и т.п.), то постепенно можно будет переводить все закупки на агрегаторы торговли".

В настоящее время в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, "Портал поставщиков" Москвы), а также ЕАТ "Березка" (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

Эксперты оценивают общий объем госзакупок малого объема в приблизительно 1 трлн рублей.

Участники рынка осведомлены о дискуссии регуляторов по поводу регламентирования закупок малого объема и отмечают, что их к ней пока не привлекают.

"Мы знаем, что обсуждение ведется, что есть несколько концепций, разных по своей сути, - сказал "Интерфаксу" гендиректор "РТС-тендера" Владимир Лишенков. - Но детали, к сожалению, регуляторами не раскрываются, площадки к публичной дискуссии пока не привлекаются. Надеемся, тренд изменится в ближайшее время, когда пройдут парламентские слушания в Совете Федерации".

Лишенков рассказал также, что к настоящему времени более половины регионов самостоятельно, без федерального регулирования, автоматизируют закупки малого объема. В том числе, за счет использования электронных магазинов ЭТП. "Заказчики сами понимают, что такие закупки должны быть максимально прозрачными и эффективными, приносить экономию бюджетных средств, - добавил руководитель "РТС-тендера". - Надеемся, что регуляторы учтут этот опыт и сохранят существующую модель сотрудничества заказчиков с электронными площадками".

Здесь Лишенков отметил, что при регламентировании закупок малого объема необходимо аккуратно и взвешенно относиться как к определению ценового порога и объема таких закупок, так и к определению финансовой модели работы магазинов. "Финансовая модель работы электронного магазина не должна создавать повышенной нагрузки на малый бизнес, - сказал он. - Конечно, такие закупки должны проводиться без обеспечения заявок и контрактов".

Теги