Госдума планирует принять один законопроект об упрощении госзакупок весной, еще один - осенью

04 апреля 2019 17:42

Москва. 4 апреля. ИНТЕРФАКС - Госдума РФ планирует принять один законопроект об упрощении ряда норм закона "О контрактной системе" (44-ФЗ) в апреле текущего года, а еще один - в течение осенней сессии Госдумы. Такой план действий был одобрен на заседании рабочей группы Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур госзакупок.

"Рабочая группа рекомендует вынести правительственный законопроект об упрощении госзакупок на рассмотрение Госдумы и принять его в I чтении 11 апреля, - сказал первый вице-спикер, руководитель рабочей группы Александр Жуков в ходе заседания. - Есть поправки, которые не вызывают возражений и не требуют переработки законопроекта - их необходимо подготовить и включить в законопроект ко II чтению".

"Все вопросы (по коррекции закупочного законодательства - ИФ) не удастся решить в такие короткие сроки (речь идет о принятии законопроекта в трех чтениях в апреле - ИФ), - отметил А.Жуков. - Рабочая группа сможет продолжить работу осенью - подготовить и принять все поправки, необходимые для того, чтобы сделать 44-ФЗ эффективным".

Правительственный законопроект об упрощении законодательства изначально был ориентирован на упрощение госзакупок в строительной сфере. В ходе его подготовки он был дополнен рядом норм, затрагивающих госзакупки в целом. Документ был одобрен правительством РФ на заседании в четверг. Предполагается, что он поступит на рассмотрение Госдумы в пятницу.

Ко второму чтению законопроект планируется дополнить поправками, которые ранее были подготовлены и согласованы регуляторами. Речь идет, в частности, о запрете выплаты аванса при снижении цены контракта более чем на 25%, сокращении до пяти дней (с 10 в настоящее время) срока рассмотрения обращений заказчиков о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, о мерах по прерыванию "круга закупки" (цикличной закупки - предусматривает возможность заключения контракта с любым поставщиком, по согласованию с ФАС, если в закупке никто не принял участия) и пр.

Ряд поправок, которые предполагалось включить в этот законопроект, было решено отложить до осени, когда планируется начать подготовку нового законопроекта по упрощению закупочного законодательства. В их число вошли поправки, предусматривающие сокращение числа закупочных процедур, объединение плана и плана-графика закупок, введение единых типовых форм документов для закупок, возможность удаленного обращения участников закупок в ФАС, освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) от внесения обеспечения контракта при наличии соответствующего опыта, введение рейтинга деловой репутации поставщиков и т.д.

Некоторые из перечисленных поправок уже в целом проработаны, но их включение в первый из названных законопроектов участники заседания рабочей группы посчитали преждевременным.

"Объединение плана и плана-графика, сокращение числа закупочных процедур с 11 до 3 - это тема следующего законопроекта, - сказал заместитель министра финансов Алексей Лавров на этом заседании. - Реализация этих поправок - это большое системное изменение: и в законодательстве, и в подзаконных актах, и в ЕИС. Поддерживаем эти поправки концептуально, но их реализацию предлагаем перенести в следующий законопроект".

В ходе заседания рабочей группы остался нерешенным вопрос со сроком вступления в силу поправок, включенных в правительственный законопроект. Регуляторы и правительство РФ установили датой вступления 1 июля текущего года. Госдума изначально планировала установить срок вступления в силу этих поправок на 1 мая, как худший вариант - 1 июня.

Такие сроки депутаты объясняли тем, что более ранние сроки вступления в силу новых норм позволят госзаказчикам в сфере дорожного строительства уже в этом году начать работу по новым правилам. "Во многих регионах оптимальное время для проведения дорожных работ завершается в августе-сентябре, - отмечали ранее эксперты. - Запуск новых норм в июле не позволит многим заказчикам начать соответствующие работы в летний период".

Регуляторы, со своей стороны, обосновывают более поздний срок вступления в силу названных поправок, в частности, необходимостью подготовки большого числа подзаконных актов. "По одобренному правительством законопроекту (без дополнительных поправок - ИФ) необходимо подготовить около 20 подзаконных актов", - сказал А.Лавров.

Заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе указала, в свою очередь, что за короткий срок можно сделать соответствующие доработки в ЕИС, но этого недостаточно. "ЕИС взаимодействует с большим числом региональных систем, с электронными торговыми площадками, - сказала А.Катамадзе. - В них также придется выполнить доработки. Без этого возможны сбои в работе контрактной системы".

А.Жуков предложил ориентироваться на срок 1 июня и призвал регуляторов оперативно заняться подготовкой необходимых подзаконных актов.

Теги