Закупки госкомпаний у субъектов МСП переведены на ЭТП для госзакупок
03 января 2019 08:02
Москва. 3 января. ИНТЕРФАКС - В полном объеме вступили в силу масштабные поправки к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), которые предусматривают перевод закупок госкомпаний у субъектов МСП на электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные для проведения госзакупок.
Теперь 223-ФЗ требует от заказчиков проведения проведение закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства только в электронной форме - на ЭТП, отобранных для проведения закупок в рамках 44-ФЗ.
Также новые нормы закона предусматривают проведение конкурентных закупок в электронном виде - за исключением случаев, оговоренных в положении о закупках той или иной компании. При этом в число исключений могут быть включены закупки у взаимозависимых компаний (т.е. с долей в 25% плюс одна акция), закупки зарубежными подразделениями госкомпаний для собственных нужд товаров, работ, услуг у местных поставщиков, а также закупки у зарубежных поставщиков при выполнении экспортных контрактов.
Госкомпании могли опробовать проведение закупок у МСП по новым правилам с 1 октября 2018 года, когда начали функционировать ЭТП, отобранные для проведения госзакупок. С 1 января 2019 года они стали для них обязательными.
По данным ЭТП и экспертов рынка, возможностями опробовать новые правила проведения закупок у субъектов МСП, решилось воспользоваться небольшое число госкомпаний. Последние столкнулись при этом с определенными сложностями.
Проведенная в ноябре "Интерфакс ProЗакупки" с помощью системы "СПАРК Маркетинг" выборочная проверка закупок госкомпаний (рассматривались закупки госкомпаний, начавших проводить их по новым правилам на универсальных ЭТП) у субъектов МСП показала снижение объема таких закупок в 2-3 раза за последние два месяца. По утверждению представителей ряда госкомпаний, объем этих закупок снизился на порядок.
В октябре участники рынка закупок отмечали, что начало функционирования в рамках контрактной системы ЭТП, прошедших межведомственный аудит, а также ряд других нововведений могут привести к проседанию госзакупок и закупок госкомпаний у субъектов МСП.
В числе причин такого развития ситуации эксперты называли, в частности, неготовность поставщиков к работе по новым правилам. В случае с поставщиками госкомпаний из числа МСП положение усугубляется незнакомыми им новыми правилами проведения закупок, приближенными к нормам, прописанным в 44-ФЗ, которые, в частности, более требовательны к порядку проведения самой процедуры, этапности, срокам проведения и размещения извещений и документации, срокам заключения договоров, обеспечению заявок и договоров.
Участники рынка в октябре заявляли, что резкий перевод субъектов МСП на работу по правилам, приближенным к нормам 44-ФЗ, приведет к массовым случаям отклонения заявок на участие в торгах и, возможно, срывам самих торгов.
В ноябре специалисты госкомпаний отмечали, что сложности есть во всех фрагментах системы закупок: не запущен в полном объеме функционал Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, необходимый для автоматизации закупок у субъектов МСП, отсутствует полноценная интеграция между участниками (заказчик-ЭТП-ЕИС), что затрудняет проведение закупок в соответствии с положениями законодательства.
По утверждению сотрудника одной из госкорпораций, решившейся на проведение закупок у субъектов МСП по новым правилам, из-за несовершенства получившейся системы сами закупки у МСП зачастую "слетают". "Мы вынуждены отклонять заявки, поскольку поставщики в них не соблюдают требования законодательства в части указания своих названий, наименования продуктов, выставления цены и т.п., - говорил в ноябре представитель этой госкорпорации. - Соответственно, идет рост жалоб со стороны поставщиков в ФАС". Предполагается, что в первые месяцы 2019 года рост таких обращений будет значительным.