Правительство РФ до конца года может выпустить директивы для госкомпаний, которые введут обоснование закупок иностранного ПО

07 декабря 2018 13:57

(добавлен текст после 8-го абзаца)

Москва. 7 декабря. ИНТЕРФАКС - Правительство РФ до конца года может выпустить директивы для госкомпаний, согласно которым им придется обосновывать закупку иностранного софта, сообщил журналистам замглавы Минкомсвязи Алексей Соколов.

В настоящее время госкомпании законодательно не обязаны закупать продукты из реестра отечественного ПО, такая обязанность есть только у госорганов. Они должны закупать программные продукты из реестра отечественного софта. Приобрести зарубежное ПО можно только предоставив обоснование, по каким функциональным требованиям российское ПО заказчику не подходит.

А.Соколов напомнил, что для компаний с государственным участием аналогичные процедуры пока носят лишь рекомендательный характер и не привязаны "ни к каким коррелирующим обязанностям".

"Новые директивы, которые подготовлены (для госкомпаний - ИФ), все-таки носят не такую жесткую регуляторику, как в законе (о закупках иностранного софта для госорганов - ИФ), но примерно такой же механизм. То есть компаниям придется объяснять, почему они хотят купить зарубежное ПО. До конца года ... правительство должно выпустить директивы для крупнейших компаний с государственным участием", - сказал А. Соколов.

Чиновник напомнил, что в соответствии с программой "Цифровая экономика", к 2024 году доля отечественного ПО в закупках органах власти должна составить 90%, а в компаниях с госучастием - 70%.

В середине ноября А.Соколов сообщал, что уровень проникновения отечественного ПО в российских федеральных органах власти составляет почти 70%.

В апреле 2017 года Минкомсвязи заявляло, что среднестатистическое значение показателя "доля закупок отечественного готового ПО" в общем объеме закупок готового ПО составила в 2016 году 65,35% (44,5% в 2015 году) для органов исполнительной власти субъектов РФ и 62,3% - для федеральных органов исполнительной власти.

Сейчас в реестре зарегистрировано около 5 тысяч отечественных программных продуктов. Он создан в соответствии со ст. 12.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях расширения использования российского ПО, подтверждения его происхождения из РФ, а также в целях оказания мер государственной поддержки российским разработчикам ПО.

Как сообщалось, летом 2016 года госпредставителям в советах директоров госкомпаний была направлена директива, по которой госкомпании должны провести заседания советов директоров, посвященные, в том числе, переходу на закупки российского ПО. Представителям государства было поручено голосовать за внесение в положения о закупочных процедурах компаний соответствующих изменений.

Предполагалось, что в результате госкомпании при закупках софта станут руководствоваться, фактически, нормами закона "О госзакупках", по которым госорганы при закупках должны отдавать предпочтение продуктам российских компаний-разработчиков, включенным в Реестр российского ПО.

Тогда же госкомпании предупредили правительство РФ о невозможности немедленного исполнения директивы по импортозамещению программного обеспечения.

"Директивы требуют или настоятельно рекомендуют госкомпаниям отдавать при закупках предпочтение российскому софту, включенному в Реестр российского ПО, а в случае выбора зарубежных продуктов в десятидневный срок представлять публичное обоснование такого шага, - говорил "Интерфаксу" источник, знакомый с позицией госкомпаний. - Госкомпании ответили, что немедленно выполнить эти требования без риска остановки их IT-систем они не могут".

"Нет директивы, обязывающей госкомпании закупать только российский софт. Есть директива о создании прозрачной корпоративной процедуры для приоритизации отечественного софта перед зарубежным. На недавнем совещании в Сколково, действительно, прозвучал призыв рассматривать российский софт как приоритет и принять соответствующие корпоративные директивы, из которых было бы ясно - почему покупается тот или иной продукт. Никакой обязаловки, которая могла бы поставить российские компании в неконкурентные условия, не существует. Однако, действительно, госкомпаниям необходимо при закупке того или иного продукта приоритетно рассматривать отечественный аналог - если он есть и если он не ставит компанию в неравное положение с конкурентами", - отмечал тогда же "Интерфаксу" представитель секретариата первого вице-премьера (тогда эту должность занимал Игорь Шувалов, который сейчас возглавляет ВЭБ).

Ранее, в 2015-2016 годах Минкомсвязи и отраслевые ассоциации предлагали расширить сферу действия Реестра российского ПО на госкомпании. Против этого выступало Минэкономразвития, которое считало, что введение таких ограничений в законодательство о закупках будет противоречить нормам ВТО.

Эксперты рынка оценивают политику импортозамещения софта в госорганах как неэффективную. Так, в сентябре текущего года президент Фонда развития информационной демократии Илья Массух говорил "Интерфаксу", что доля российского программного обеспечения в закупках госзаказчиков выросла в 2018 году до 20% с 5% годом ранее.

"Уровень импортозамещения (иностранного ПО на российские программные продукты - ИФ) в ИТ сейчас составляет около 20%, - говорил И.Массух. - В разных продуктовых сегментах он разный - в сегменте офисного ПО он остался на уровне все тех же 5%, в сегментах информационной безопасности или СУБД вырос".

При этом И.Массух подчеркнул, что основным сдерживающим фактором импортозамещения в ИТ является менталитет ИТ-директоров, их привычка работать с зарубежными вендорами, наличие соответствующих кадров и т.п.

В свою очередь президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская также отметила, что сейчас продолжают действовать сдерживающие процесс импортозамещения факторы.

"Сегодня в Реестре российского ПО около 5 тыс. программных продуктов, но заказчики не спешат с их внедрением, - сказала она. - В том числе, по техническим причинам - заказчики используют в качестве платформы (операционные системы, СУБД, системы виртуализации и пр.) продукты зарубежных разработчиков, и требуется либо замены платформы, что непросто, либо обеспечение совместимости российского прикладного ПО с зарубежными платформами".

В начале 2016 года вступили в силу закон и постановление правительства РФ о предоставлении преференций российским разработчикам ПО при госзакупках. Закон вводит запреты на приобретение отдельных категорий ПО зарубежных разработчиков в случае, если есть российские аналоги, которые включены в Реестр отечественного ПО.

Теги