Переход унитарных предприятий на 44-ФЗ: цифры и результаты

19 мая 2017

С января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которым в число полноценных субъектов Закона 44-ФЗ включены государственные и муниципальные унитарные предприятия. В соответствии с указанными поправками, свыше 5 тысяч унитарных предприятий с 01 января 2017 года перешли на применение 44-ФЗ. Как предприятия готовились к данному переходу? Насколько сложным оказалось изменение подходов к закупкам?

С января 2017 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ), согласно которым в число полноценных субъектов Закона 44-ФЗ включены государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В соответствии с указанными поправками, свыше 5 тысяч унитарных предприятий с 01 января 2017 года переходят на применение 44-ФЗ; если быть совсем точными – то за 2016 год в качестве заказчика на ЕИС проявило себя 5 233 государственных и муниципальных унитарных предприятия (здесь и далее анализ приведен на основе данных системы СПАРК-Маркетинг).

Исключение из общего правила предоставлено только унитарным предприятиям, включенным в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р) – таковые в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) продолжают оставаться субъектами Закона 223-ФЗ. По состоянию на начало мая 2017 года таковых исключений из общих правил - 72 организации, учитывая распоряжения Правительства РФ от 25.01.2017 N 87-р, от 23.02.2017 N 345-р, от 02.03.2017 N 381-р, от 16.03.2017 N 471-р, от 08.04.2017 N 649-р.

Сначала оценим объем рынка.
Всего по объявленным за 2016 год процедурам унитарными предприятиями было заключено контрактов (договоров) на сумму 3 301,5 млрд рублей (из которых только 50 млрд рублей в рамках 44-ФЗ, и все остальное – в рамках 223-ФЗ), что составляет 9,5 % от общего объема заключенных контрактов (договоров) по 44-ФЗ и 223-ФЗ, который за 2016 год составил 34 трлн рублей

Крупнейшими заказчиками из числа унитарных предприятий являются:
1)    ГУП "Московский Метрополитен" (Москва) –124,3 млрд руб. 
2)    ФГУП "Почта России" (Москва) – 111,8 млрд руб 
3)    ГУП "Мосгортранс" (Москва) – 102,1 млрд руб.
4)    ГУП "Петербургский Метрополитен" (Санкт-Петербург) – 80,0 млрд руб.
5)    ФГУП "Гознак" (Санкт-Петербург) – 43,0 млрд руб. 
6)    ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" (Хабаровск) – 41,6 млрд руб. 
7)    ГУП "Башфармация" РБ (Уфа) – 41,5 млрд руб. 
8)    ФГУП "Спецстройсервис" при Спецстрое России" (Москва) – 40,8 млрд руб.
9)    ГУП Чувашской Республики "Фармация" Минздрава Чувашии (Чебоксары) – 38,7 млрд руб. 
10)    ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (Санкт-Петербург) –  36,4 млрд руб. 

Крупнейшими поставщиками в адрес унитарных предприятий в 2016 году стали:
1)    ЗАО "ЦРТ СЕРВИС" (Москва) 61 734 
2)    ОАО "РЖД" (Москва) 57 290 
3)    ОАО "МЕТРОВАГОНМАШ" (Мытищи) – 36,3 млрд. руб.
4)    ООО "ЛЮКССЕРВИС" (Санкт-Петербург) 35 692 
5)    АО "НПО "КРИПТЕН" (Дубна) 34 904 
6)    ОАО "ОЭВРЗ" (Санкт-Петербург) 21 610 
7)    ООО "ТД СВЯЗЬ ИНЖИНИРИНГ" (Москва) 15 474 
8)    АО "СУ №1" (Мытищи) 15 007 
9)    ЗАО ФИРМА ЦВ "ПРОТЕК" (Москва) 13 065 

Учитывая существенные различия в правилах и процедурах 223-ФЗ и 44-ФЗ, многие унитарные предприятия постарались максимально законтрактоваться по привычным им правилам Закона 223-ФЗ.

Так, если в декабре 2015 года унитарными предприятиями было объявлено около 9,5 тыс закупочных процедур, то в декабре 2016 года таковых было более чем в 2 раза больше – около 20 тысяч. Сумма же закупок почти утроилась: в декабре 2015 года сумма объявленных процедур составила около 257 млрд рублей, тогда как в декабре 2016 года – 891 млрд рублей.

И, одновременно, можно видеть симметричное падение объемов закупок у унитарных предприятий в январе-феврале 2017 года. Так, если в январе-феврале 2016 года было объявлено закупок на сумму около 200 млрд рублей, то в январе-феврале 2017 года объемы объявленных процедур составили лишь 121,5 млрд рублей. Необходимо учитывать, что на падение объемов закупок в т.ч. повлияли сбои в работе ЕИС после введения казначейского контроля (информация об этом была во многих новостях, повторяться не будем, желающие могут посмотреть в профессиональной ленте новостей по закупкам на сайте http://prozakupki.interfax.ru), однако оценить эффект от этого представляется затруднительным.
При этом важно отметить, что из указанных 121,5 млрд почти 91 млрд (75%) приходится на закупки по Закону № 223-ФЗ, включая:
•    почти 47 млрд рублей или 39% от общего объема закупок унитарных предприятий за этот период (44-ФЗ + 223-ФЗ) – закупки, осуществленные компаниями- «исключениями»
•    43,6 млрд рублей (36% от общего объема унитарных предприятий за этот период) – закупки иных унитарных предприятий по Закону 223-ФЗ (можно предположить, что в соответствии с п.5 ч.2 ст.1 Закона 223-ФЗ и симметричной нормой в ч.2.1 ст.15 Закона 44-ФЗ).

Что касается компаний-«исключений», вошедших в Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, то можно видеть что они также не были вполне уверены в том, что смогут остаться в сфере действия Закона 223-ФЗ, и в декабре 2016 года их объем закупок удвоился относительно декабря 2015 года (62,5 млрд рублей в декабре 2015 года, или ¼ объема закупок всех унитарных предприятий за декабрь 2015 года; 130 млрд рублей в декабре 2016 года, или 14,6% объема закупок всех унитарных предприятий за декабрь 2016 года).

Вместе с тем, подобная «подготовка» к переходу на требования Закона 44-ФЗ характерна не для всех унитарных предприятий. Из, как уже было указано, 5 с небольшим тысяч унитарных предприятий менее 2 тысяч проявило хотя бы какую-то активность в конце 2016 года.

Собственно сам переход предприятий с норм Закона 223-ФЗ на Закон 44-ФЗ очевидно был для них непростой, требовал создать контрактную службу (или назначить контрактного управляющего), разработать и утвердить положение (регламент) о контрактной службе, иные необходимые для работы документы, почти наверняка – обучить сотрудников контрактной службы и членов закупочных комиссий, а также реализовать необходимые действия в ЕСИ (пройти перерегистрацию, подготовить, утвердить, разместить в ЕИС план и план-график закупок).
Более того, если внимательно прочитать изложенные в ст.13 Закона 44-ФЗ цели закупок, то ни одна из таковых не подходит для подавляющего числа унитарных предприятий (поскольку таковые не действуют ни для исполнения международных обязательств РФ, не поименованы в федеральных целевых программах, и не являются государственными органами Российской Федерации). Соответственно, возникает вопрос – для каких целей осуществляют закупки унитарные предприятия, какие меры были предприняты для переходы на нормы Закона 44-ФЗ, и насколько это было в конце концов эффективно?

Аналитический центр «Интерфакс-ProЗакупки» обратился с этими вопросами в несколько крупнейших унитарных предприятий, и в ответ получили достаточно разнообразные отклики. Одни радостно сообщили, что «благополучно акционировались», другие работают над тем, чтобы попасть в число ГУПов-исключений. Заметная часть предприятий, не без проблем, перестраивается под работу в соответствии с Законом 44-ФЗ. Для некоторых ГУПов такой переход не оказался шоком и даже трудностью, поскольку, по факту, осуществлялся в последние несколько лет.
Одним из подготовленных ГУПов оказался ГУП «Московский метрополитен», Харитонов Алексей Викторович, заместитель начальника метрополитена – начальник Контрактной службы которого рассказал о подготовке предприятия к работе по Закону 44-ФЗ.

«Московский метрополитен» находится в ведении столицы. Город же в свою очередь, планомерно подводил свои предприятия к работе в рамках Закона 44-ФЗ. В частности, уже в 2014 году была создана контрактная служба, началась подготовка специалистов по закупкам. 
Сегодня контрактная служба обслуживает 54 внутренних заказчика – структурные подразделения «Московского метрополитена». В прошлом году было проведено около 1,7 тыс. закупочных процедур на общую сумму  124,3 млрд рублей.
Сам переход на работу в соответствии с Законом 44-ФЗ у контрактной службы проблем не вызвал. Тем не менее, в I квартале этого года все равно  не смогли провести ни одной процедуры – из-за проблем в работе Единой информационной системы (ЕИС) в области закупок, из-за понижения порога начальной максимальной цены закупки при котором необходимо проходить экспертизу проверки достоверности определения цены.

Как пояснил А.В.Харитонов, в прошлом году ГУП «Московский Метрополитен» не проводил закупки «про запас», как это делали многие коллеги, которые не рассчитывали сразу справиться с требованиями Законом 44-ФЗ.  Тем не менее, в прошлом годы объявили все запланированные закупки, и в начале этого года завершали их проведение. Отставание же в закупках, образовавшееся в начале года, постепенно устраняется.
– Если переход на работу по 44-ФЗ для нас не стал проблемой, то некоторые особенности этого закона оказались для «Московского метрополитена» не очень удобными и теперь нам приходится под них подстраиваться. Речь идет, например, о частичной электронизации закупок. По 44-ФЗ в электронной форме проводится только одна закупочная процедура – электронный аукцион. Мы в «Московском метрополитене» еще в 2013 году полностью перешли на электронные закупки. При этом в рамках 223-ФЗ все закупочные процедуры, как торги (конкурс, аукцион), так и иные способы закупок, - проводились полностью в электронной форме. Соответственно, чтобы действовать в рамках 44-ФЗ нам либо надо проводить регресс своей закупочной системы (возвращаться к бумажной форме), либо максимально возможно переводить все закупки в форму электронного аукциона. Мы выбрали второй вариант.
– Стоит отметить, что электронный аукцион далеко не всегда удобен. Особенно, когда речь идет о выборе поставщика или исполнителя работ, от которых помимо прочего, требуется квалификация и качество. Прежде мы могли проводить предварительный отбор поставщиков. В случае с электронным аукционом это невозможно и контроль качества и квалификации уходит на стадию исполнения контракта, что создает дополнительные риски.
– Другой неудобный момент в 44-ФЗ – закупки у субъектов малого предпринимательства. «Московский метрополитен» - большое инфраструктурное предприятие. Соответственно, наши потребности в большинстве случаев связаны с закупкой капиталоемких инфраструктурных товаров, работ, услуг, и если в рамках Закона 223-ФЗ мы могли опираться в том числе на среднее предпринимательство (п.2 ч.8 ст.3 Закона 223-ФЗ), то по Закону 44-ФЗ квоты устанавливаются именно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ст.30 Закона 44-ФЗ). Конечно, мы вставляем в закупочную документацию требования о привлечении малого бизнеса в качестве субподрядчиков, но это не всегда возможно. Поэтому выполнение требований 44-ФЗ об определенном объеме закупок у малого бизнеса вызывает некоторые трудности.

На этом приостановим тему про «Московский метрополитен», и завершая обзор посмотрим еще объединенные и крупнейшие контракты.
Во-первых, одним из неожиданных для многих и сложных для холдинговых структур моментов, связанных с переходом унитарных предприятий на требования Закона 44-ФЗ, оказались ранее проводимые совместные закупки. А именно, в смешанных холдингах, в которых есть как акционерные общества, так и унитарные предприятия, в целях минимизации издержек проводились совместные объединенные торги, регулировавшиеся Законом 223-ФЗ. И пусть за весь 2016 год подобных торгов было немного - 22 совместных торгов (58 лотов), в которых в качестве заказчиков (наравне с «головными организациями») выступали ФГУПы. Но общий объем совместных закупок составил 4,478 млрд рублей, что не мало. По номенклатуре совместные закупки в основном проводились на приобретение производственной одежды и обуви, а также услуги в области бухучета и финансового аудита.
К сожалению, в 2017 году подобные совместные закупки оказываются уже невозможными, именно за счет того, унитарные предприятия будут закупать по Закону 44-ФЗ, а иные организации холдинга – по Закону 223-ФЗ.

Во-вторых, в рамках перехода на нормы Закона 44-ФЗ к нескольким десяткам крупнейших унитарных предприятий с наибольшими объемами закупок, начинает применяться и специальное правило по обязательному общественному обсуждению. А именно, такое обязательное общественное обсуждение должно проводиться в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд рублей, а для унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - могут быть установлены дополнительно и иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок (ст.20 Закона 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Всего за 2016 год была объявлена 181 закупка на сумму свыше 1 млрд рублей, в которых заказчиками являлись унитарные предприятия - это достаточно значимое число процедур, учитывая что обычно в рамках Закона 44-ФЗ в год объявляется около 400-450 закупок на сумму свыше 1 млрд. Свыше 2/3 из объявленных унитарными предприятиями в 2016 году сверхдорогих закупок, были проведены на конкурентной основе.
По количеству сверхдорогих закупок лидерами являются (в списке приведены предприятия, объявившие 4 и более закупки за 2016 год): 
1)    ФГУП "ПОЧТА РОССИИ" (Москва) – 21 закупка
2)    ГУП "МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН" (Москва) – 12 
3)    ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА" (Санкт-Петербург) – 11 
4)    ГУП "БАШФАРМАЦИЯ" РБ (Уфа) – 10 
5)    КГУП "ПРИМТЕПЛОЭНЕРГО" (Владивосток) – 8 
6)    ГУП "МОСГОРТРАНС" (Москва) – 7 
7)    ГУП РК "КРЫМ-ФАРМАЦИЯ" (Симферополь) – 6 
8)    ГУП КК "КУБАНЬФАРМАЦИЯ" (Краснодар) – 4 
9)    МУП УИС (Уфа) – 4 
10)    МУП "ИСК Г.УФЫ" (Уфа) – 4 
11)    ФГУП "АТОМФЛОТ" (Мурманск) – 4 

В заключение можно отметить, что государство начинает все внимательней относиться к унитарным предприятиям, и например в рамках корректировки порядка казначейского контроля, Постановлением Правительства РФ от 20.03.2017 № 315 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в качестве субъектов контроля добавлены федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств субсидий, предоставленных им из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (подпункт «г» пункта 3 Правил осуществления контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367).

Так что можно предположить, что история еще не закончена, и регулирование закупок унитарных предприятий ждет насыщенное продолжение…
Следите за новостями… #ProЗакупки

Теги